В России достаточно накопить сто тысяч рублей долга и не гасить его в течение трех месяцев, чтобы перед предприятием замаячила угроза банкротства. Причем вполне реальная. Особенно если предприятие попало в сферу чьих-то корыстных интересов. Федеральный закон о несостоятельности удобен для так называемых экономических террористов, т. е. тех, кто целенаправленно разваливает завод или хозяйство с целью «вкусно покушать». До недавнего времени считалось, что против лома нет приема. Однако оказывается, что при наличии достаточных оснований и представлении в налоговый орган необходимых документов возбуждение процедуры банкротства можно отложить.

Как известно, в результате административной реформы функции по банкротству перешли к налоговикам. Например, в Управлении Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю создан отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства. Как сообщила нам и. о. начальника этого отдела Татьяна Вареникова, с марта 2005 года налоговые органы края приступили к реализации права на подачу заявлений в арбитражный суд и инициирования на предприятиях-недоимщиках процедуры банкротства. Налоговики уже направили в Арбитражный суд Ставропольского края более сотни заявлений о признании должников банкротами.

– В действительности, – говорит Т. Вареникова, – с момента образования задолженности и до обращения налогового органа в арбитражный суд проходит не три месяца, а около полугода – учитывая сроки, отведенные на взыскание задолженности. Принятые в стране в 2003-2004 годах подзаконные акты (постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств) строго регламентируют сроки как проведения процедур взыскания задолженности с организаций-недоимщиков, так и сроки подачи заявления в арбитражный суд о признании должников банкротами. Изменять или переносить их никто не вправе.

Закреплена и возможность отложения подачи заявления о признании должника банкротом. При условии, что налогоплательщик предоставит в налоговый орган необходимые документы. В постановлении Правительства РФ «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» называется срок отложения подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом – до 6 месяцев. Теперь – о документах:

– по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам – необходима заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;

– по требованиям об уплате обязательных платежей – документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по этим требованиям и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.

Документы должны быть представлены не позже, чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам.

Кроме того, уполномоченный (т. е. налоговый) орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом и при таких обстоятельствах.

1. Если им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения вышеуказанных сроков, жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, – до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца.

2. Если им получены документы, подтверждающие подачу до истечения указанных выше сроков, должником в вышестоящий налоговый (таможенный) орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), либо подачу жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, таможенных или иных органов власти, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), – до вынесения соответствующего решения, но не более чем на 2 месяца.

3. По решению уполномоченного органа подача заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом может быть отложена на срок до двух месяцев, если имеются факты, объективно свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника в течение двух месяцев; если должником, собственником имущества должника или третьим лицом (например, федеральным органом исполнительной власти) приняты или принимаются меры, в результате которых могут быть в течение двух месяцев устранены основания для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; если на балансе должника имеется ликвидное имущество (в т.ч. права требования и ценные бумаги), от реализации которого могут быть получены (за 2 месяца) денежные средства в сумме, достаточной для погашения всей имеющейся задолженности. Только должно быть письменное обязательство должника реализовать это имущество (либо взыскать дебиторскую задолженность), а вырученные средства направить именно на погашение долгов перед Россией.

Кроме того, для сельхозтоваропроизводителей предусмотрена возможность реструктуризации задолженности – согласно Федеральному закону «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», который устанавливает правовые основы улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. По словам Т. Варениковой, заявление должника о принимаемых им мерах по включению в программу финансового оздоровления является для налогового органа основанием для принятия решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд.

Александра БЕЛУЗА