00:00, 9 июня 2005 года

Правые пустили молодую кровь

- Борис Андреевич, как вы оцениваете итоги состоявшегося съезда?

- Тот факт, что он состоялся, уже положительный момент. Начиная с провалившейся кампании правых по выборам в Государственную Думу России в 1993 году, делами партии занимался исполком. Выстраивание идеологической платформы было отодвинуто на второй план. У партии не было лидера, если хотите, «лица», а это непременный политический атрибут. Теперь у правых оно есть. Не все региональные отделения поддержали предложенную кандидатуру, но выборы лидера проводились на альтернативной основе, и подавляющее большинство при подсчете голосов получил все же Никита Белых.

Не обошлось и без определенной интриги. Прежде чем приступить к выборам, был изменен устав СПС. Согласно новой редакции, лидера избирали вместе с заместителем, которым стал Леонид Гозман.

- Он один из топ-менеджеров РАО «ЕЭС России». Означает ли это, что вопрос с финансированием партии можно считать решенным?

- Отчасти. СПС финансируется из различных источников, в том числе и из этого.

- Фигура Никиты Белых не была известна широкой общественности.

- Он лидер Пермского регионального отделения СПС, вице-губернатор Пермской области. Признаюсь, что для меня он тоже явился своеобразной «темной лошадкой». Среди ярких лидеров региональных отделений я его до этого момента не замечал. Возможно, это мое упущение.

- Учитывая появление в качестве зама Леонида Гозмана, многие посчитали Никиту Белых «техническим лидером».

- Многие региональные организации заявляли об этом на партийном съезде, и такие вы-ступления были аргументированными. Пока новый лидер СПС не проявил себя как-то особенно ярко. Но чего мы хотим, ведь на этой должности он меньше месяца. Надеюсь, что «молодая кровь» принесет свои результаты. По поводу Никиты Белых как «технического лидера» я бы тоже не стал говорить с полной уверенностью. Конфигурация руководства партии, безусловно, поменялась, и она должна принести свои результаты. Нацеленность СПС, конечно, на будущие парламентские выборы. Леонид Гозман как идеолог, как человек, за которым стоят крупные финансисты, думаю, должен помочь новому лидеру в осуществлении партийных планов.

- У правого политического крыла сегодня наблюдается период стагнации. Будут ли кардинальные изменения в работе Ставропольского регионального отделения СПС с приходом новых персоналий на федеральном уровне?

- Ставрополье в этом плане не очень показательный регион. Есть ряд субъектов РФ, где члены СПС находятся в большинстве в городских законодательных собраниях и даже их возглавляют. Период стагнации завершается накануне выборных кампаний – это проза россий-ских политических реалий. Тогда в регионе появляются деньги, в этот момент деятельность партии становится наиболее заметной. Учитывая решение краевой Думы об увеличении численного состава депутатского корпуса до 50 человек, новые правила формирования региональных парламентов по партийным спискам, пик активности СПС на Ставрополье еще впереди.

- Кстати, о выборах. В апреле на Ставрополье прошли выборы депутатов представительных органов поселений и глав муниципальных образований. Хоть как-то себя проявили на них лишь либерал-демократы. СПС никто не заметил.

- Мы не намерены отказываться от выборной борьбы. 19 июня в Минераловодском районе пройдут выборы депутатов в поселениях. Среди 402 кандидатов, претендующих на 165 депутат-ских мандатов, есть и члены Союза правых сил. Отмечу, что у них реальные шансы на победу.

- Региональное отделение СПС инициировало судебный процесс в краевом суде, ответчиком по которому выступает краевая избирательная комиссия, а заинтересованным лицом – Государственная Дума Ставропольского края. Если можно, расскажите о нем подробнее.

- 40 региональных отделений СПС вышли с инициативой проведения референдума. Правые хотели узнать отношение жителей регионов к новому порядку назначения губернаторов. Партийцы выступают против ныне действующей схемы, когда кандидатура главы региона утверждается региональным парламентом по представлению президента страны. Мы организовали инициативную группу в составе политсовета регионального отделения и подали заявление в крайизбирком о ее регистрации. Крайизбирком перенаправил наш запрос в Государственную Думу края, а та дала отрицательное заключение. Получив отказ от крайизбиркома, в котором говорилось, что «добро» краевая Дума не дала, мы подали исковое заявление. Ответчик – крайизбирком, заинтересованное лицо – ГДСК. Мы по-прежнему считаем, что не было правовых оснований отказа в регистрации. Процесс находится на первоначальной стадии. Отмечу, что подобные судебные процессы завершились не в пользу СПС в ряде регионов. Но есть и прецедент – Ивановская область, где правосудие встало на сторону правых.

- А что за история с отказом члена политсовета регионального отделения СПС Владимира Сластного подписать исковое заявление в суд?

- На последней отчетно-выборной конференции регионального отделения он не вошел в политсовет. Владимир был его членом еще до конференции, в тот момент, когда мы создавали инициативную группу и писали заявление в крайизбирком. В идеале исковое заявление должны подать все те, кто входил в состав инициативной группы. Он это сделать отказался.

- Он даже заявлял о своем решении выйти из партии.

- В первичную организацию от него такое заявление не поступало. Я не против, чтобы он оставался членом партии.