Зал должен дышать...
Как справедливо они считают, театр - учреждение совершенно особое. Здесь важную роль играет настрой зрителей. Ведь на сцене - актеры, живые люди, их творческий подъем очень зависит от зала, который, как сказал Виктор Гольский, «должен дышать». Если на музейную экскурсию могут прийти и два, и тридцать человек, то полупустой, незаполненный зал театра понижает «температуру» спектакля. Ну не любят актеры играть для нескольких десятков зрителей! А идея абонемента для детей такую вероятность несет. Я сама однажды была свидетельницей того, как на «закупленный» для ребят нескольких сельских районов спектакль из-за ненастной зимней погоды не приехали около половины зрителей - школьные автобусы не пропустили дорожные службы.
По словам Светланы Душиной, это не единственная возможная причина такой ситуации. Мы беседовали, когда она только вернулась из Санкт-Петербурга с большого семинара, на котором и директора столичных театров жаловались, что, хотя Московский департамент образования деньги на абонементы перечисляет, залы на «школьных» спектаклях часто пустуют: традиция регулярного посещения детьми театра ослабела больше десятилетия назад, и мы сейчас пожинаем плоды не только в крае, но и по всей стране.
Но вот, казалось бы, наилучший вариант: зрительный зал полон детьми. Что мы имеем?.. Современные школьники вести себя на спектаклях не умеют: шуршание шоколадных оберток, треск разрываемых пакетиков с чипсами, звонки мобильных телефонов, а то и переговоры через голову соседей... По мнению В. Гольского, дети должны равномерно распределяться между взрослыми зрителями, «культпоходом» могут прийти одновременно не более ста ребят. Во всяком случае, на вечернее представление.
И тут приходится говорить уже не только о культуре детей, но и о традициях семьи. Конечно же, большую роль в воспитании театральной культуры играет школа. Перед походом учеников на спектакль большинство учителей проводят беседы о том, как вести себя в театре. Занимаются этим и работники краевой академической драмы: несколько раз в месяц организуют экскурсии школьников по театру, говорят и о правилах поведения. Тем не менее воспитывает ребенка все же в первую очередь семья. Он должен начинать посещать театр не с классным руководителем, а с родителями, дедушками и бабушками, и чем раньше, тем лучше. Что касается нашего края, то это, к сожалению, единственный регион России, где нет стационарного кукольного театра, куда родитель ведет маленького ребенка «за ручку», воспитывая тем самым первые и очень важные навыки восприятия театрального искусства. Как это делается в детских садах, когда туда выезжают актеры краевого кукольного, доводилось видеть: малышей рассаживают в тесной столовой, над их головами стоят цыкающие воспитательницы, какой уж здесь праздник театра...
Волнует моих собеседников и форма абонемента. Они считают, как и директор краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая, высказавшаяся на страницах нашей газеты ранее, , что у каждого учреждения культуры должен быть свой, отдельный абонемент. Для театра идеальный вариант - два посещения ребенком в месяц. Спектаклей для школьников достаточно. В репертуаре, кроме сказок, русская классика - и Гоголь, и Островский, и Толстой, и Набоков. Другое дело, что большинство инсценированных классических произведений не входит в обязательную школьную программу. Но, по утверждению директора краевой академической драмы, претензии школ на этот счет вряд ли являются обоснованными. В самом деле, не может же театр стать «иллюстратором» школьного учебного плана. Если старшеклассники прочитали «Войну и мир» или «Ревизора», то им интересны идущие сегодня на сцене «Женитьба» и «Анна Каренина». Если не прочитали, то спектакль может пробудить интерес к великой русской литературе, раз его не смогла воспитать школа.
И, наконец, немаловажен вопрос, кто будет платить. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где финансовые заботы в этом случае берет на себя местное образование, в крае покупку абонемента предполагается переложить на плечи родителей. Что получится, пока никто не может сказать.
Одним словом, руководство учреждений культуры видит много неясностей в «запускаемом» эксперименте. И Виктор Гольский, и Светлана Душина, и Зоя Белая считают, что отрабатывать его нужно тщательно, а главное - без излишней спешки.