Сыр-бор на «Сыроделе»
Страсти по акциям
Между тем страсти на предприятии, что называется, нешуточные. Существенные разногласия возникли между самими акционерами. Н. Карпенко, владеющий 13 акциями, что составляет менее одного процента от общего числа, встал в оппозицию по отношению к группе основных акционеров, сосредоточивших в своих руках контрольный пакет «Сыродела». В эту группу входят и руководители молзавода. По мнению оппозиционера, ущемляются права других акционеров.
Сам Николай Карпенко – предприниматель, заведует фирмой по торговле недвижимостью. Акции «Сыродела» купил у жены, бывшей работницы завода. По его убеждению, супруга пострадала из-за этих самых акций, отказавшись продавать их в свое время руководству предприятия, и по этой причине была вынуждена уволиться с завода. Руководство же акционерного общества это опровергает.
Еще в 1992 году прошла приватизация завода, акции которого были в основном распределены между его работниками, а также сельскохозяйственными предприятиями, поставлявшими молоко. Средний пакет составлял 25-26 акций номинальной стоимостью в один рубль каждая. Часть работников и ветеранов завода в 2003-2004 годах продали свои акции представителям акционерного общества по 100 рублей за штуку.
- Считаю, что рыночная цена должна быть выше, - говорит Н. Карпенко. - Принципиально не согласен с тем, что у людей забрали контрольный пакет акций. В результате теперь три лица диктуют условия всем акционерам.
Эти темы вот уже в который раз обсуждаются на собраниях акционеров, в том числе и внеочередных, которые инициируются все тем же Н. Карпенко. Многочисленные проверки, проводимые правоохранительными органами опять-таки по его заявлениям, не выявили никаких нарушений при «завладении» акциями. Установлено, что договоры купли-продажи заключались по цене, устраивающей покупателя и продавца, оформление сделок проходило в соответствии с требованиями законодательства. Цена акции в 100 рублей была установлена решением совета директоров.
- Определение рыночной стоимости акций общества является сложным видом деятельности профессиональных независимых оценщиков, - говорит председатель совета директоров ОАО «Сыродел» А. Проскура. - Более того, ввиду отсутствия официальных котировок акций на биржах рыночная стоимость акций определяется с помощью особых методик.
Куда ушли дивиденды
Сыр-бор разгорелся еще из-за того, что акционерам по итогам прошлого года не были начислены дивиденды. Такое решение было принято на недавнем собрании акционеров. Все остальные годы люди их получали. Как объяснило руководство предприятия, невыплата дивидендов связана с развитием завода. Полученная прибыль не лежит мертвым грузом на расчетном счете предприятия, а «крутится» на производстве. Как рассказал генеральный директор ОАО «Сыродел» Н. Вильгоцкий, продолжается техническое перевооружение завода, освоение нового ассортимента продукции. Вся ставка сделана на экономичные программы.
- Мы установили новое оборудование прежде всего с целью сокращения затрат, - говорит он. – Только переоснащение аммиачных компрессоров на фреоновые дает экономический эффект один к десяти. Прибавку получили и за счет экономии электроэнергии - около 2 млн. руб. Построили два молокоприемных пункта в глубинке, обеспечив себя сырьевой базой. За последнее время мы освоили 18 видов новой продукции. Все это тяжело давалось, но самое главное - будущее завода заложено, чтобы коллектив работал устойчиво. У нас сегодня, кстати, зарплата - одна из самых высоких в районе.
Вообще же выплата дивидендов сегодня большая редкость, особенно в перерабатывающей промышленности, пояснили в министерстве сельского хозяйства края. Из 25 молокозаводов края, существовавших в лучшие времена, в живых осталось 19. Стабильно работающих, как «Сыродел», и того меньше.
- За годы реформ с экономической карты края исчезло много предприятий, - рассказывает начальник отдела координации развития перерабатывающих отраслей и государственной поддержки малых предприятий минсельхоза края Лариса Степанцова. - Положение в краевой переработке, особенно в молочной, серьезное. Сегодня надо любыми способами поддержать эту отрасль. А мы вынуждены заниматься проблемами, которые мешают работе. Уже который раз я приезжаю на это предприятие, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, связанной с противостоянием акционеров. Если есть конструктивные предложения по развитию общества, мы всегда готовы их выслушать. На деле же выходит спор ни о чем.
Вольно-невольно в него оказался втянут и глава администрации Ипатовского муниципального района Владимир Руденко, который в качестве приглашенного принимает участие в собраниях акционеров предприятия. Ведь «Сыродел» - одно из основных бюджетообразующих предприятий района, от которого во многом зависит благополучие работников социальной сферы. Раскол акционерного общества, даже малейшая трещина, по его мнению, могут нанести серьезный ущерб экономике района.
- Что имеем - не храним, потерявши - плачем, - вспомнил он по этому поводу русскую пословицу. - Наглядный пример можно привести по сельскохозяйственным предприятиям района, например, по СПК «Вторая пятилетка». Зашли дельцы, скупили у доверчивых граждан землю по 9-13 тыс. руб. за пай. В результате нарушены целостность колхоза, севооборот, одно из лучших хозяйств района стало чахнуть.
Судебная «война»
Чтобы предотвратить подобную ситуацию, не дать растащить завод «по кусочкам», его руководство не скрывает, что осознанно пошло на концентрацию акций.
- К этому нас подтолкнула печальная судьба местного мясокомбината, акции которого оказались выкупленными инвесторами из Ленинградской области, - объясняет главный технолог ОАО «Сыродел» Татьяна Коваленко. – Подобные примеры можно привести и по ряду других ипатовских заводов, в частности по консервному, который простаивает уже больше года.
Передел собственности «Сыродела» вызвал бурную реакцию, прежде всего, со стороны Н. Карпенко. Он стал активно «подогревать» обстановку, рассылая листовки – обращения к бывшим и настоящим акционерам предприятия, в которых призывает бороться за возврат проданных акций. Длится это не первый год.
- Карпенко якобы беспокоится за тех, кто на пенсии, - говорит старший мастер Татьяна Стрельбицкая. – Некоторые отработали на предприятии, так и не став акционерами. Почему мы должны делить наших пенсионеров на акционеров и не акционеров. У нас на заслуженном отдыхе - 90 человек, и только 20 владеют ценными бумагами предприятия. Всем оказываем посильную помощь. Много времени уходит на разбирательства, отписки, проверки, которые ничего не подтверждают.
Такие же слова на последнем собрании акционеров можно было услышать и от самих ветеранов завода, которые устали от шквала «пропагандистских» листовок. К тому же эти воззвания носят порой оскорбительный характер, в частности по отношению к руководству предприятия.
В ответ Н. Вильгоцкий, Т. Стрельбицкая и Т. Белимова, в чей адрес «комплиментов» прозвучало больше всего, обратились в суд с иском к Н. Карпенко о защите чести, достоинства, деловой репутации и взыскании компенсации морального вреда. Суд удовлетворил их требования. Н. Карпенко пришлось публично извиняться в районной газете.
В то же время еще одно дело по этому поводу, но уже уголовное, рассматривалось у мирового судьи Ипатовского района, который признал Н. Карпенко «виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 130 УК РФ» (оскорбление), а также назначил наказание в виде уплаты штрафа в доход государства.
Владимир Вольфович и Тарзаны
Но на этом «бунтарь» не остановился. Противостояние акционеров, помимо экономического, приобрело еще и политическую окраску. Дело в том, что Н. Карпенко является координатором Ипатовского районного отделения ЛДПР. Искать «правду» он решил у заместителя председателя Государственной Думы Российской Федерации, лидера партии В. Жириновского, направив ему письмо на 11 страницах. Чтиво, надо признать, любопытное. Вот, к примеру, одна из выдержек: «В «Стране нетронутых райкомов», к сожалению, желаемое выдается за действительное, поэтому так вольготно здесь чувствуют себя Тарзаны. В обществе, где мутят воду Караси, необходима Щука, которая смогла бы поставить на место любого». Досталось «на орехи» в письме не только руководству предприятия, но, как говорится, всему белому свету, в том числе прокуратуре, судьям…
В заключение послания автор просит Владимира Вольфовича «определить Тарзанов по месту назначения», а еще заверяет, что «успешное решение вопроса о возврате акций работникам ОАО «Сыродел» заложит прочный фундамент в победу либеральной демократии в Ипатовском районе…».
Разбираться со столь эмоциональным посланием Жириновский сам не стал, переслав его руководству Ставрополья. Одним из читателей стал и заместитель министра сельского хозяйства СК Николай Соломко, которому как раз и было поручено провести проверку по данному факту.
- А проверять-то по большому счету и нечего, - уверен Николай Васильевич. ОАО «Сыродел» у всех на виду, как на ладони. Это лучшее сыродельное предприятие Ставрополья, на долю которого приходится половина всех краевых объемов сыра.
Они выпускают и другую продукцию. Мы же со своей стороны будем всячески поддерживать это предприятие. В этом году наша страна войдет в ВТО. В крае не так уж много молзаводов, которые отвечают высоким требованиям этой организации...