00:00, 6 мая 2005 года

Многотрубно и звучно

В День 60-летия Великой Победы – день национального праздника великого народа – по всей России духовые оркестры вновь зазвучат многотрубно и звучно.

Духовой оркестр – самый демократичный, самый любимый народом музыкальный коллектив. Его звонкое многоголосное звучание способно пробуждать в людях чувства торжественности, радости, гордости за нашу Родину… Сила прямого эмоционального воздействия духовой музыки на человека проверена самой жизнью, практикой трудовых будней и боевых сражений. Способность звучать ярко вне помещений – на улицах, в парках, на площадях – придала духовому оркестру особую специфичность, демократическую, гражданскую направленность.

История возникновения и развития духовых оркестров тесно связана с историей нашей страны. Еще в период образования Киевского и Новгородского государств (X-XIII вв.) в княжеских дружинах сложились воинские ритуалы с музыкальным оформлением на духовых инструментах: встреча князей, посвящение в воины, сбор войска, выступление в поход, встреча победителей, погребение погибших воинов. Петр I своим указом 1711 года ввел в каждую воинскую часть небольшой духовой оркестр – «хор музыкантов», в который входили флейтисты, гобоисты, барабанщики, трубачи, а обучением занимались выписанные Петром иностранцы. При Екатерине духовые оркестры получили уже такое распространение, что многие полковые командиры стали соперничать между собой объемом и совершенством игры своих оркестров.

Великий полководец генералиссимус А. Суворов говорил:

«Хороший и полный хор музыкантов возвышает дух солдат, расширяет шаг; это ведет к победе, а победа к славе… Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил…».

В советское время духовая музыка стала носителем всего лучшего, что было создано в области музыкального искусства. Ни одна демонстрация, ни один парад или спортивный праздник не обходились без участия духовых оркестров. Они также звучали в парках и садах, на улицах и стадионах.

Многообразна и, как никогда, ответственна была роль военных оркестров в годы Великой Отечественной войны. Вместе со всем народом, плечом к плечу с солдатами встали на защиту Отечества военные музыканты. Сплошь и рядом они меняли музыкальные инструменты на оружие и вступали в бой.

Бывший начальник военно-оркестровой службы МО СССР Н. Назаров рассказывал:

«В 1941 г. в боях под Москвой случилось так, что в полку из офицеров остался один я – военный дирижер. Пришлось брать командование остатками полка на себя и вести людей в бой… Войну закончил командиром полка…»

Военные оркестры, воодушевляя воинов, часто по приказу командиров выдвигались на те участки, где было наиболее трудно. Внезапно грянувший «Интернационал» или какой-то марш так вдохновляли бойцов, что люди поднимались из окопов под шквальным огнем противника и побеждали. Об этом в своих мемуарах вспоминали полководцы Г. Жуков, Р. Рокоссовский, В. Чуйков. Духовые оркестры на войне выступали также в блиндажах, в госпиталях, на концертах и митингах, проводимых сразу после освобождения от фашистов городов и сел…

В Ставропольском крае в жанре духовой музыки успешно работают композиторы Д. Осиновский («Казачья рапсодия», «Фантазия на темы песен о Великой Отечественной войне», вальс «Парк Победы» и др.), Ю. Каспаров («Балетная сюита», «Праздничный марш», «Полька для 3-х труб и 3-х тромбонов с духовым оркестром»), В. Хобезашвили («Ставропольская кадриль», марш «Защитникам Кавказа»).

Пусть же звучат духовые оркестры всегда! Пусть, как и раньше, они несут людям радость и память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину.

Валентин МАРКЕЛИЯ