Батраки и вельможи
Именно этой злободневной теме были посвящены выездные слушания комитета ГДСК по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию, которые прошли в Георгиевске. В их работе приняли участие вице-губернатор края Борис Калиничев, первый заместитель председателя краевой Думы Любовь Волошина, а также представители ряда заинтересованных ведомств и муниципальных районов. Как пояснил руководитель комитета Виталий Коваленко, поводом для проведения слушаний послужили многочисленные обращения жителей края к депутатам. Кстати, не меньше их поступило и в правительство края: с начала года – более 1300.
Ставропольский край, как многие регионы России, не располагает полным банком сведений о каждом земельном участке и его владельце в границах муниципальных образований. Как было уже замечено, на кадастровый учет в крае поставлена одна треть земельных участков. По словам руководителя управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по СК Константина Зазирнего, в целом по России этот показатель составляет 13%, а самый высокий - в Поволжье – 80%.
- За последние два года в крае создана современная база по земельному законодательству, в частности, принят закон «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», - заметил Виталий Коваленко. - Однако серьезными препятствиями для решения земельного вопроса на сегодня являются несогласованность различных ведомств, а также довольно сложная и дорогостоящая процедура оформления земли, порой разоряющая крестьян.
Недавно депутатам пришлось выезжать в Советский район, где процедура регистрации земли до недавнего времени шла очень тяжело. В краевую Думу обратились руководители ряда крепких сельскохозяйственных предприятий района, заметим, экономически стабильного, жалуясь, что на протяжении долгого времени они не могли преодолеть неприступную стену, искусственно созданную регистраторами, которые находили то одну, то другую причину для переделки документации.
Что же тогда говорить о простых тружениках села, которым не повезло с крепкими хозяйственниками, взявшими большую часть затрат по переоформлению арендуемой земли на себя. Самостоятельно вести борьбу с бюрократией вдвойне сложней.
Типичный пример. В регистрационную палату обращаются 800 владельцев земли, которая находится в одном массиве. Но за те несколько месяцев, что документы лежат под сукном у регистраторов, кто-то из собственников умирает. В результате остальным 799 приходится вновь обращаться в регпалату, предоставлять обновленные данные. Все бы ничего, если бы это ведомство находилось рядом. А если за 100 километров, и посетить его надо не единожды, выстояв гигантские очереди?..
Все это приводит к тому, что люди стараются любыми путями избавиться от свалившегося на их голову богатства, под видом «дарения» продают землю едва ли не первому встречному, естественно, по дешевке. И хлопот, и головной боли меньше, к тому же не придется платить различные налоги, особенно на фоне отсутствия «всякого присутствия» арендной платы.
Депутаты всерьез обеспокоены начавшейся в крае массовой скупкой земли подобным образом. Процедура оформления земельных отношений должна быть значительно упрощена, - уверены они. По словам председателя подкомитета по природопользованию и землепользованию ГДСК Александра Шиянова, различные ведомства, так или иначе причастные к оформлению земли, должны в первую очередь «народу служить, а не вельможничать».
О грубости и высокомерии работников регистрирующих служб в тот день говорили немало – и руководители хозяйств, и главы муниципальных образований. В крае пять ведомств, которые занимаются оформлением земли, у каждого из них своя «правда». В итоге – неразбериха и путаница, а самое главное – уходит драгоценное время. Первый заместитель председателя правительства края, министр сельского хозяйства Владимир Гаркуша сообщил, что в скором времени появится официальное решение о создании единого уполномоченного органа.
В муниципальных районах тем временем готовятся к переходу со следующего года на новую систему налогообложения земельных участков. Дело это непростое. Уже к ноябрю должны быть готовы все списки, установлены новые налоговые ставки и льготы. Успеют ли? Судя по сегодняшним темпам, вряд ли.
- Есть специальная программа, по большинству районов достигнута предварительная договоренность, чтобы деньги для проведения необходимых работ были найдены. Однако не все районы откликнулись, и нас это беспокоит, - говорит Владимир Гаркуша. - Мы понимаем, что не все располагают финансами. На край необходимо 61,8 млн. руб., а на один район - в зависимости от кадастровой стоимости земли - от 1,6 до 2 млн. руб. Между тем главы муниципальных образований должны быть всерьез заинтересованы в решении этого вопроса: с 1 января будущего года от поступления земельного налога напрямую будет зависеть доходная часть бюджета муниципального поселения.
По мнению Бориса Калиничева, главная задача сегодня - максимально приблизить хозяина к земле – настоящего, заботящегося о ней. Казалось бы, кто это сделает лучше крестьянина? Однако 60 процентов работников сельхозпредприятий края – безземельные наемные батраки. Больше всего это касается молодежи, которая пришла в хозяйство уже после известного Указа президента о наделении тружеников села землей. У руководителей сельхозпредприятий ее, естественно, нет. Вместе с тем она есть в фондах перераспределения земли, а это 850 тысяч гектаров. Нет только соответствующего решения на государственном уровне, чтобы «поделиться» ею с безземельными селянами. По мнению участников слушаний, такой поворот изменил бы ситуацию в сельском хозяйстве к лучшему, приостановив отток молодежи из сельской местности.