00:00, 30 апреля 2005 года

Обитель у святого источника

За старым-старым, почерневшим забором в самой глубине двора поселились минувшим летом несколько новых жительниц, привлекающие взоры своими черными одеждами и молчаливостью. Незаметно для города начала пробиваться здесь, подобно родничку, совершенно необычная жизнь: монашская. Возрождается на своем историческом месте Иоанно-Мариинский женский монастырь. Впрочем, о возрождении в полном смысле этого слова говорить, наверное, еще рано. Всего несколько небольших комнатушек в покосившемся двухэтажном особнячке выделены насельницам администрацией краевой психиатрической больницы, занимающей территорию бывшей монастырской усадьбы – земли, пожертвованной в середине ХlХ века купцом Скомороховым. Пока руководство края, города и Ставропольской епархии обсуждают вопрос о полной передаче усадьбы церкви, насельницы понемногу налаживают свой нехитрый быт и соседские отношения с жителями округи. На Рождество Христово по указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия ll игуменьей монастыря утверждена матушка Иоанна. Добрым знаком кажется мне совпадение имени настоятельницы с именем самой обители, ведущей начало от стоявшего тут полтора века назад летнего храма Иоанна Предтечи.

У обители – большая история. Наверное, самые важные ее страницы – становления – пришлись на годы управления монахини Серафимы, сумевшей за без малого тридцать лет построить теплый просторный храм Покрова Божией Матери, церковь мученицы Серафимы (в сохранившемся без купола здании сегодня располагается женское отделение больницы), больничный храм Антония и Феодосия, множество хозяйственных, бытовых помещений. Год от года прибывало сюда все больше монахинь, число их достигало 200 и более. Тогда уже действовала больница, опекаемая монахинями. Постепенно монастырь становился крупнейшей православной обителью Кавказа. Сегодня некоторые детали ее жизнеописания можно узнать из чудом сохранившегося в одной ставропольской семье синодика, пожелтевшие листки которого бережно листает нынешняя игуменья – Иоанна. Для нее каждая строчка – еще и урок, ведь именно ей предстоит не менее тяжкий труд по воссозданию обители в былом величии и значении. Кстати, вместе с синодиком был передан и портрет другой игуменьи – Архелаи, управлявшей обителью в начале ХХ столетия, сейчас он реставрируется. Матушка Архелая (в миру Агриппина Расщупкина) оставила о себе память как замечательная рукодельница, при ней получили развитие ткацкие работы, вышивание. Судя по всему, можно ожидать, что еще у многих старожилов города хранятся такие реликвии, связанные с Иоанно-Мариинским монастырем. Сбор этих бесценных материалов только начинается. Вместе с настоятельницей мы всматриваемся в рукопись столетней давности – жизнеописание матушки Архелаи после ее смерти в июне 1914 года:

«С кончиной человека невольно вспоминаются дела его, и пред нашим умственным взором привносится духовный облик почившей сестры и матери, в воспоминаниях печатлеются образы жития ее и в сердце и совести – безмолвные, но не назидательные заветы веры, любви, упования и благочестия…».

В 1921 году обитель закрыли, монахини разбрелись по миру, надолго поселилось здесь запустение, и только людская память да грустно журчащий под горой источник оберегали покой святого места. Порушены храмы, осиротели старые стены… Потом в уцелевших корпусах разместили отделения для больных – больных душою. Насмешка или перст судьбы? Сегодня весь вид этих зданий свидетельствует: вряд ли возможно врачевание среди подобной разрухи. Но куда деть несколько десятков пациентов, пока не может сказать никто. Мать Иоанна надеется на промысел Божий и верит, что со временем найдется для больных более подходящее место, а землю все-таки вернут монастырю. Кстати, ее надежды разделяют и врачи, работающие здесь, им-то как нельзя лучше понятно, что решать этот вопрос придется независимо от дальнейшей принадлежности территории. Между прочим, как оказалось, сегодня эти «владения» даже не стоят на балансе больницы! Приходи и занимай?.. Пока же насельницы располагают лишь малой частью одного корпуса, документально права монастыря на эти комнатки не оформлены, а значит, нет возможности как следует отремонтировать здание. Сначала больница должна принять все помещения на свой баланс, а потом только постановлением правительства их можно передать в безвозмездное пользование монастырю. Когда-то это будет?

Маленькие комнатки-кельи при всей их тесноте и скромности убранства несут на себе печать женской опрятности и уюта. Много икон, и тех, что успели подарить знакомые ставропольцы, и тех, что каждая привезла с собою. Так, матушка Иоанна не расстается с образом Казанской Божией Матери и старинным распятием. В мирном соседстве здесь и швейные машинки, за которыми рукодельничают насельницы, и шкафы с книгами, и даже… пианино почтенного возраста, тоже дар прихожанки. Обитательницы этого необычного для взора жилища очень любят читать, используют для этого каждую свободную минутку, да и музыкальный инструмент не всегда молчит, некоторые послушницы пробуют исполнять на нем духовные произведения, о чем наглядно свидетельствуют стоящие тут же нотные тетради. И хотя собрались здесь уроженки из самых разных уголков Руси, чувствуется: живут единым коллективом, семьей, не зря ведь и называют себя сестрами. Матушка игуменья родом из Тюменской области, но долгое время жила и в Ярославской. Есть послушницы из Москвы, Суздаля, уже появляются и наши землячки из районов края. За неполный год, что живут здесь инокини и послушницы, некоторые покинули обитель, к чему тут относятся со спокойным пониманием: посвятить всю себя Богу, полностью отойти от мирской суеты не каждому по силам, главное – душа должна созреть для подвижничества. А подвижничество обители сегодня необходимо особенно.

Все они очень разные – по возрасту, по ранее обретенным профессиям, по судьбам. Интересно, что большей части нет и тридцати, многие имеют высшее образование, например, экономическое, педагогическое, владеют иностранными языками. Почему эти женщины решились облачиться в черные одежды, что привело их сюда, в уединенный уголок, что побудило укрыться от мира в тихой молитве? Вряд ли можно услышать ответ на этот деликатный вопрос. Вопрос, разрешаемый в глубине души, наедине только со своими думами и чувствами. Лишь достигнув истинной душевной зрелости, готовности сосредоточиться на духовном бытии, может человек прийти в обитель. Стать монахиней – не сразу. Первый этап к иночеству – статус послушницы. Это время дается каждому, чтобы проверить себя, утвердиться в намерениях и исканиях, подготовиться к постригу.

- Приходит немало женщин, и любопытствующих, и обиженных судьбой, и разочаровавшихся в жизни, - признается матушка Иоанна. – Как правило, редко кто из них представляет, что такое монашество. Поговоришь с человеком, и оказывается, что проблемы-то обычные житейские, бытовые, вовсе не духовные… Но есть, конечно, и такие, кто серьезно думает о монашестве, причем – ставропольчанки.

Матушка познакомила нас с молодой послушницей Еленой, улыбчиво-милой девушкой, три года назад окончившей факультет иностранных языков в Саранске и успевшей поработать по специальности в столице. Выросла в семье невоцерковленной, каких еще много на Руси. К церкви ее приобщила знакомая бабушка-соседка. Позже, подростком, Лена наблюдала восстановление в родных местах Варсонофьевского храма, слушала проповеди иеромонаха батюшки Алексия, все это оставило глубокий след в юной душе. Появился иной круг общения, хотя приходилось ездить на службы в соседнее село. Связь с храмом не теряла и в студенческие годы. Поехать в Москву заставила необходимость искать работу после вуза. Преподавала языки в школе и посещала храм Сергия Радонежского, Даниловский монастырь, вспоминала подруг, также ушедших в монастырь, – Фатинию, Марию, Параскеву. И все больше зрело в душе желание посвятить себя Богу.

- Однажды приходит понимание, что ничего иного просто не хочется, - говорит Лена. – Видишь, что время как бы проходит впустую, хотя и работа есть, и ученики, которые к тебе хорошо относятся, и материально обеспечена. А чего-то основного все-таки не хватает! Это надо понять, словами не перескажешь… Родители восприняли это тяжело, а особенно – младшая сестра Наташа. Ну ничего, думаю, со временем они поймут меня.

Ничто ее не остановило, даже перспектива ехать на «опасный» Кавказ. И ни о чем сегодня не жалеет послушница, которой уже доверили обязанности казначея. Забот и дел хватает, даже порой некогда письмо родным написать. Но поздравление с Пасхой домой Лена, конечно, отправила.

Впрочем, и общий уклад жизни в монастыре отличается строгостью. Ранний подъем, утренняя молитва, исполнение монашеского правила, обязательное послушание. Хозяйство хоть и небольшое, но нужно и приборку сделать, и на кухне поработать, и огородик свой обиходить, все это делают по очереди, сменяя друг друга. Сейчас насельницы ремонтируют трапезную. На богослужения ходят в храм-часовню Серафима Саровского у источника, где ведет службы отец Димитрий. А еще навещают пациентов, находящихся на излечении. В праздничные дни насельницы стараются обязательно их поздравить, каждого наделить сладостями, сказать слова утешения. Врачи никогда не препятствуют этому, отношения с персоналом сложились добрые.

Доктора хорошие, понимают, что и мы хотим больным помочь. Всегда приветливо встречают нас Александр Юрьевич, Марина Борисовна, Марина Иосифовна, - перечисляет матушка игуменья. – Не раз предлагали и они нам помощь, когда нужно что-нибудь тяжелое перенести… Конечно, пациенты у них особенные, но атмосфера, в общем, спокойная, порядок поддерживается. И все же бывает очень жалко больных, оказавшихся в тяжелом душевном состоянии… Хочется выслушать их, поддержать.

Матушка вспоминает, как были удивлены многие пациенты, когда в ходе беседы им рассказали об истории Иоанно-Мариинской обители, они и не знали, что находятся на такой благодатной земле. Зато немало жителей Ставрополя уже хорошо знают насельниц. Так, явно не впервые пришли сюда встреченные мною Валентина Васильевна и Анна Александровна. Они сердечно беседовали с игуменьей, выражали пожелание всячески помочь возрождению обители.

- Обязательно нужно вернуть монастырю его исконную землю, - считает Анна Александровна, а ее спутница согласно кивает головой. – Тогда мы все православные придем помогать, и храмы восстановим, и территорию приведем в порядок. Это благое дело, ведь монашенки молятся за наш город – Город Креста! Вернется сюда обитель, и вернется к нам Божия благодать.

Для желающих помочь делу возрождения Иоанно-Мариинской обители публикуем номер счета:
Северо-Кавказский банк Сбербанка России,
г. Ставрополь, ул. Ленина, 361.
ИНН 7707083893,
р/с 40703810160000100276, к/с 30101810100000000644,
БИК 040707644, ОКВЭД 65.12, ОКПО 09231706,
КПП 263502001,
ОГРН 1027700132195.