00:00, 29 апреля 2005 года

Террористический транзит

На наш взгляд, в большей степени на улучшение ситуации повлияли усиленные контртеррористические операции в конце 2004 года в Панкиси, осуществленные после захвата школы в Беслане. Именно они «еще более ослабили возможности для транснациональных террористических групп использовать Панкисское ущелье в качестве транзитной зоны», как подчеркивает и госдепартамент.

При этом в докладе отмечается, что в настоящий момент «грузинские правоохранительные возможности ограничены» и усилия по реформированию силовых ведомств Грузии сдерживаются недостатком адекватных ресурсов, оборудования и обучения кадров.

Констатируя, что эти сложности не позволили пока Грузии выработать «всеобъемлющую контртеррористическую политику», госдепартамент сообщает, что США и другие западные страны оказывают грузинской стороне необходимое содействие в области борьбы с терроризмом. Хотелось бы верить столь широковещательным заявлениям, но наши данные свидетельствуют об ином – борьба с терроризмом в Грузии зачастую имитируется.

Не менее интересен и такой вывод американского госдепа -он отмечает присутствие иностранных террористов в Чечне и зарубежных финансовых связей с чеченскими группами.

Впрочем, это только констатация факта, о котором открыто говорят российские политики и военные. Известны и другие подробности из жизни наемников. В частности, пресс-центр Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией в Северо-Кавказском регионе сообщает, что в последние недели на фоне заметного сокращения поступления из-за рубежа финансовых средств отмечаются многочисленные факты недовольства со стороны рядовых боевиков в адрес иностранных наемников. Особое негодование вызывает их привилегированное положение. Как правило, они получают лучшее снаряжение и экипировку, а также снабжаются качественными продуктами питания. Ведут себя они обособленно и практически могут не подчиняться «местному командиру».

Несмотря на то, что на долю наемников приходится от 60 до 80 процентов средств, поступающих на финансирование НВФ, командиры из числа арабов и турок направляют на проведение терактов исключительно представителей местных национальностей. На этом фоне проявляется естественное недовольство своим приниженным положением боевиков-чеченцев. В связи с этим командиры низшего и среднего звена ведут постоянную борьбу за лидерство в бандах и пытаются установить личный контроль над финансовыми средствами, поступающими в группировки. Порой все это перерастает в открытые разборки. Со стрельбой и убийствами.