00:00, 26 апреля 2005 года

Даешь самодеятельность!

Как известно, ФЗ № 131 готовила комиссия под председательством в то время заместителя руководителя администрации президента РФ, а ныне полномочного представителя главы государства в Южном федеральном округе Д. Козака. В самом начале пленарного заседания Дмитрий Николаевич постарался еще раз донести до участников семинара основные идеи, заложенные в новом законе. Он подчеркнул, что важнейшая задача, которая стоит перед властью всех уровней, - разбудить социальную активность граждан.

- Пока не дадим людям возможность самостоятельно решать множество повседневных вопросов, ни о каком социальном и политическом развитии страны не может быть и речи.

Полпред заявил, что за последнее десятилетие муниципальная власть дискредитировала себя в глазах россиян. Люди не считают ее за власть. По любому, самому незначительному вопросу сразу обращаются в вышестоящие органы - вплоть до президента России. Беда старого закона в том, что он носит декларативный характер, а иные его положения нереалистичны. Например, записано, что органы местного самоуправления должны осуществлять комплексное развитие территории. Как они могли это выполнять, если почти все рычаги сосредоточены даже не на региональном, а на федеральном уровне?

Впрочем, в дальнейшем Дмитрий Козак оговорился: даже в рамках существующего закона в некоторых муниципалитетах смогли прийти к подлинному самоуправлению. Но это там, где хотели, жестких обязательных требований нынешние нормативные акты не содержат. Поэтому в подавляющем большинстве муниципальных образований предпочитали и до сих пор предпочитают управлять через бюрократическую вертикаль, а не через самодеятельность населения.

С докладом о том, как в крае проводят в жизнь новый федеральный закон о местном самоуправлении, на семинаре-совещании выступил губернатор СК Александр Черногоров. Он отметил, что все основные этапы реформы, предусмотренные для исполнения к началу 2006 года, на Ставрополье были реализованы в 2004 году. Прежде всего этому способствовало то, что у нас местное самоуправление изначально было организовано по поселенческому принципу, то есть практически на тех же принципах, которые заложены в ФЗ № 131. Все муниципальные образования имели свою собственность и бюджет, были подготовлены материалы для установления муниципальных границ. И, наконец, большой размах получила учеба глав и специалистов муниципальных образований.

Сейчас в крае действуют органы местного самоуправления в девяти городских округах, 26 муниципальных районах, 12 городских и 268 сельских поселениях. Все они приняли местные бюджеты на 2005 год, в бюджете края предусмотрены субвенции органам местного самоуправления на выполнение отдельных государственных полномочий. Объем финансовой помощи местным бюджетам в нынешнем году возрос более чем в пять раз по сравнению с 2004 годом.

Губернатор особо подчеркнул, что в крае резко увеличилось количество муниципальных образований, бюджеты которых формируются в основном за счет финансовой помощи, а не налоговых поступлений. Причину этого тревожного явления он видит в том, что пока не работает механизм выравнивания бюджетной обеспеченности за счет применения отрицательных трансфертов. Порог изъятия доходов нужно, считают власти Ставропольского края, снизить с двукратного превышения среднего уровня по субъекту Федерации до коэффициента 1,3. Но, несмотря на все сложности и шероховатости, заявил губернатор, поставленная президентом России задача – на год раньше других регионов внедрить закон – на Ставрополье будет выполнена.

Председатель Государственной Думы СК Юрий Гонтарь считает, что ФЗ № 131 – самый важный закон из тех, которые принимали за последние годы депутаты Федерального Собрания. К сожалению, муниципальная власть в прежнем виде породила «эффект обманутых ожиданий». Что касается нового закона о местном самоуправлении, то даже небольшой еще опыт Ставрополья говорит о том, что базовые принципы в нем заложены правильно. Хотя, вслед за губернатором признал спикер краевого законодательного собрания, многие положения еще требуется уточнить, подправить. В частности, очень важно не допускать передачи госполномочий, не подкрепленных финансово, как это пока происходит.

Как всегда, чрезвычайно насыщенным цифрами, фактами и конкретными деловыми предложениями было выступление министра финансов края Татьяны Погореловой. Обстоятельно рассказал, что получается и где муниципалы столкнулись с проблемами при реализации нового закона, председатель городского Совета Буденновска Георгий Избашев. На тревожные тенденции в социальной сфере в муниципальных образованиях указал заместитель председателя правительства края Николай Пальцев. Немало замечаний и предложений прозвучало в выступлениях других участников семинаров. Их обобщили и включили в рекомендации семинара – совещания, которые направят президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу и в правительство России.

Главную же мысль, на мой взгляд, высказал на итоговой пресс – конференции председатель Комитета ГД РФ по местному самоуправлению Владимир Мокрый: хотя бюрократия на всех уровнях – федеральном, региональном и местном – яростно противится внедрению подлинного самоуправления, всем пора четко уяснить: Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет реализован.