Даешь самодеятельность!
Как известно, ФЗ № 131 готовила комиссия под председательством в то время заместителя руководителя администрации президента РФ, а ныне полномочного представителя главы государства в Южном федеральном округе Д. Козака. В самом начале пленарного заседания Дмитрий Николаевич постарался еще раз донести до участников семинара основные идеи, заложенные в новом законе. Он подчеркнул, что важнейшая задача, которая стоит перед властью всех уровней, - разбудить социальную активность граждан.
- Пока не дадим людям возможность самостоятельно решать множество повседневных вопросов, ни о каком социальном и политическом развитии страны не может быть и речи.
Полпред заявил, что за последнее десятилетие муниципальная власть дискредитировала себя в глазах россиян. Люди не считают ее за власть. По любому, самому незначительному вопросу сразу обращаются в вышестоящие органы - вплоть до президента России. Беда старого закона в том, что он носит декларативный характер, а иные его положения нереалистичны. Например, записано, что органы местного самоуправления должны осуществлять комплексное развитие территории. Как они могли это выполнять, если почти все рычаги сосредоточены даже не на региональном, а на федеральном уровне?
Впрочем, в дальнейшем Дмитрий Козак оговорился: даже в рамках существующего закона в некоторых муниципалитетах смогли прийти к подлинному самоуправлению. Но это там, где хотели, жестких обязательных требований нынешние нормативные акты не содержат. Поэтому в подавляющем большинстве муниципальных образований предпочитали и до сих пор предпочитают управлять через бюрократическую вертикаль, а не через самодеятельность населения.
С докладом о том, как в крае проводят в жизнь новый федеральный закон о местном самоуправлении, на семинаре-совещании выступил губернатор СК Александр Черногоров. Он отметил, что все основные этапы реформы, предусмотренные для исполнения к началу 2006 года, на Ставрополье были реализованы в 2004 году. Прежде всего этому способствовало то, что у нас местное самоуправление изначально было организовано по поселенческому принципу, то есть практически на тех же принципах, которые заложены в ФЗ № 131. Все муниципальные образования имели свою собственность и бюджет, были подготовлены материалы для установления муниципальных границ. И, наконец, большой размах получила учеба глав и специалистов муниципальных образований.
Сейчас в крае действуют органы местного самоуправления в девяти городских округах, 26 муниципальных районах, 12 городских и 268 сельских поселениях. Все они приняли местные бюджеты на 2005 год, в бюджете края предусмотрены субвенции органам местного самоуправления на выполнение отдельных государственных полномочий. Объем финансовой помощи местным бюджетам в нынешнем году возрос более чем в пять раз по сравнению с 2004 годом.
Губернатор особо подчеркнул, что в крае резко увеличилось количество муниципальных образований, бюджеты которых формируются в основном за счет финансовой помощи, а не налоговых поступлений. Причину этого тревожного явления он видит в том, что пока не работает механизм выравнивания бюджетной обеспеченности за счет применения отрицательных трансфертов. Порог изъятия доходов нужно, считают власти Ставропольского края, снизить с двукратного превышения среднего уровня по субъекту Федерации до коэффициента 1,3. Но, несмотря на все сложности и шероховатости, заявил губернатор, поставленная президентом России задача – на год раньше других регионов внедрить закон – на Ставрополье будет выполнена.
Председатель Государственной Думы СК Юрий Гонтарь считает, что ФЗ № 131 – самый важный закон из тех, которые принимали за последние годы депутаты Федерального Собрания. К сожалению, муниципальная власть в прежнем виде породила «эффект обманутых ожиданий». Что касается нового закона о местном самоуправлении, то даже небольшой еще опыт Ставрополья говорит о том, что базовые принципы в нем заложены правильно. Хотя, вслед за губернатором признал спикер краевого законодательного собрания, многие положения еще требуется уточнить, подправить. В частности, очень важно не допускать передачи госполномочий, не подкрепленных финансово, как это пока происходит.
Как всегда, чрезвычайно насыщенным цифрами, фактами и конкретными деловыми предложениями было выступление министра финансов края Татьяны Погореловой. Обстоятельно рассказал, что получается и где муниципалы столкнулись с проблемами при реализации нового закона, председатель городского Совета Буденновска Георгий Избашев. На тревожные тенденции в социальной сфере в муниципальных образованиях указал заместитель председателя правительства края Николай Пальцев. Немало замечаний и предложений прозвучало в выступлениях других участников семинаров. Их обобщили и включили в рекомендации семинара – совещания, которые направят президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу и в правительство России.
Главную же мысль, на мой взгляд, высказал на итоговой пресс – конференции председатель Комитета ГД РФ по местному самоуправлению Владимир Мокрый: хотя бюрократия на всех уровнях – федеральном, региональном и местном – яростно противится внедрению подлинного самоуправления, всем пора четко уяснить: Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» будет реализован.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
