Набираем обороты
Как сообщила пресс-служба губернатора, выступая перед собравшимися, глава края отметил, что реформа местного самоуправления набирает обороты.
Опыт Ставрополья свидетельствует о том, что у населения появилось больше интереса к местному самоуправлению. Это подтверждается и ростом его активности при проведении выборов в органы местного самоуправления.
Губернатор сообщил, что в крае поселенческая организация местного самоуправления существует с 1996 года. Уже тогда все 290 муниципальных образований имели собственность, выборные органы, а с 2001 года - собственные бюджеты. За это время на Ставрополье создана система подготовки и переподготовки кадров.
С 1 января 2005 года действуют органы местного самоуправления в 9 городских округах, 26 муниципальных районах, 12 городских и 268 сельских поселениях.
Восполняя пробел в федеральном законе, не наделившем полномочиями муниципальные районы в области культуры и спорта, большинство поселений заключили соглашения с органами местного самоуправления районов о передаче ими части своих полномочий в этих вопросах.
Власти края убеждены, что избранный Ставропольем способ формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов из глав и депутатов поселений является наиболее оптимальным. А вот положения закона, устанавливающие, что сформированные таким способом органы местного самоуправления районов исполняют часть функций межмуниципального характера только за счет субвенций из бюджетов поселений, необходимо пересмотреть.
В настоящее время в крае идет процесс передачи имущества из краевой собственности в муниципальную и наоборот. Он отчасти сдерживается из-за того, что федеральным правительством еще не определен порядок разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями.
Сложно решается вопрос передачи муниципалитетам объектов электро-, тепло- и водоснабжения. В соответствии с законом полномочия здесь теперь переходят на уровень поселений, а электроснабжения – на уровень муниципальных районов. Соответственно возникает имущественный передел. То есть реальная опасность развала созданной системы снабжения населения жизненно важными услугами, и самое главное – резкого увеличения тарифов на них, прежде всего в отдалённых, малонаселённых районах.
А. Черногоров отметил, что реформирование местного самоуправления в Ставропольском крае будет завершено в установленные сроки. Наработанный краем опыт практической работы позволит другим субъектам Российской Федерации более эффективно осуществить эти преобразования на своих территориях.
В заседании Совета законодателей также принял участие спикер ГДСК Ю. Гонтарь. Как сообщила пресс-служба ГДСК, председатель Госдумы края проинформировал участников заседания о том, что на Ставрополье за последнее десятилетие сложилась и отработана поселенческая модель местной власти. Исходя из этого, для края реформа организационно заключается в формировании местного самоуправления на уровне районов. Благодаря масштабной законотворческой работе, проведенной ГДСК совместно с краевым правительством, задача решена на год раньше, чем в других регионах страны. Однако для полноценного местного самоуправления этого недостаточно. Муниципальные органы власти должны получить необходимые финансовые ресурсы. И здесь возникают вопросы к федеральному законодательству. Ю. Гонтарь привел ряд конкретных примеров, связанных с бюджетной обеспеченностью муниципальных образований и межбюджетными отношениями.