Как колхозники обрели «Надежду»
Конфликт усугублялся тем обстоятельством, что оба они имели равные (по 50%) доли в уставе общества с ограниченной ответственностью. И соответственно равные права. Дело получилось настолько запутанным, что споры в судах продолжаются до сих пор. В редакцию обратился представитель одной из сторон, который имеет свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.
Нет истории без предыстории. В этой связи стоит напомнить, что ООО «Колос» было создано на базе гиганта советской эпохи колхоза имени Ленина, в отношении которого в ноябре 1997 года арбитражным судом Ставропольского края было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). В январе следующего, 1998 года арбитражным управляющим на собрании кредиторов был избран работник колхоза Александр Шачнев.
Пока длилось внешнее управление, работники колхоза не получали заработную плату, а государство налоги. Ни одному из управляющих, включая А. Шачнева, не удалось вытянуть сельхозпредприятие из глубокого финансового кризиса. В итоге в 2001 году в хозяйстве было введено уже конкурсное производство – последняя процедура банкротства. Это означало бы распродажу с молотка активов колхоза имени Ленина и его ликвидацию как юридического лица.
Но этого не случилось. Была задействована распространенная в те годы схема: на базе дряхлого колхоза А. Шачнев создал новое сельхозпредприятие, свободное от долгов, – ООО «Колос». Оно было зарегистрировано в августе 2001 года с уставным капиталом в 100 тыс. рублей, а учредителями на паритетных условиях стали два гражданина – А. Шачнев и Л. Барсукова, представитель Г. Гасанова, предпринимателя, который согласился выступить инвестором нового хозяйства. Он же и внес все 100 тысяч уставного капитала – за себя и за партнера. Чуть позже, опасаясь финансовых рисков, инвестор попросил восстановить его в правах соучредителя, что и было сделано. А. Шачнев пообещал трудоустроить всех, и благодаря этому ему удалось уговорить людей расторгнуть договоры аренды земельных долей с колхозом имени Ленина и заключить их с «Колосом», однако впоследствии только около половины работников колхоза имени Ленина были переведены на аналогичные должности в ООО (другая половина лишилась работы, в связи с чем к А. Шачневу возникает вопрос – почему?). Между колхозом и «Колосом» заключен договор аренды техники и основных средств.
Начали работать. На деньги инвестора были приобретены горючесмазочные материалы, удобрения и т. д., благодаря чему удалось нормально провести посевную кампанию. Необходимо было также платить за коммунальные услуги, выдавать зар-плату коллективу и т. д. Летом 2002 года хозяйство собрало свой первый урожай. Инвестор продолжал вкладывать в хозяйство средства. Урожай 2003 года был вообще богатым. Молодое хозяйство, быстро поднявшееся в первую очередь благодаря инвестору, стало заметным на уровне всего района.
Дела в хозяйстве шли успешно, и летом 2003 года по предложению А. Шачнева учредители ООО принимают решение об увеличении уставного капитала до 10 млн. рублей в течение трех месяцев. Соответственно каждый должен был добавить 4 млн. 950 тыс. рублей. Однако к условленному сроку – ноябрю – сумму в полном объеме внес только Г. Гасанов, точнее, его жена, ставшая вместо него соучредителем «Колоса». А. Шачнев внес недостающую сумму несколькими месяцами позже, в марте. Возникают вопросы. Почему он не сделал этого раньше, если у него были деньги? А если их не было, то где в конечном счете он их взял?
Примерно с этого времени между учредителями разгорелся конфликт. Разногласия по вопросу дальнейшей судьбы хозяйства у его хозяев были настолько сильны, что урегулировать их между собой не было никакой возможности. Неоднократно созывались общие собрания коллектива, на которых поднимался этот вопрос с целью его конструктивного решения. Несколько раз сажала стороны за стол переговоров администрация Новоселицкого района. Инвестор тогда предлагал десять выходов из создавшегося положения, в том числе самый бескомпромиссный вариант – уйти обоим учредителям, чтобы не было обидно никому. Ни одно предложение А. Шачнев не принял, не оставив иного выхода, как меряться силами – кто кого перетянет. Каждый зарегистрировал на свое имя новое сельхозпредприятие: Г. Гасанов – ОАО «Надежда», А. Шачнев – ООО «Новоселицкое». В результате в настоящее время около 90% работников «Колоса» перешли работать в «Надежду», а остальные остались с А. Шачневым. «Надежда» также приобрела все имущество колхоза имени Ленина.
Нерешенным остается лишь вопрос с землей. Досрочное расторжение договоров аренды с «Колосом», которое даст пайщикам свободу в выборе нового арендатора, «зависло» из-за непонятной нам позиции А. Шачнева.