Держащие в руках цветы
А сказала она эти теплые слова на не менее теплой встрече, организованной в преддверии 8 Марта краевым Советом женщин в прекрасных залах Ставропольского музея изобразительного искусства. Да и где ж еще встречаться художницам, как не в музее? Члены же краевого женсовета – женщины, как правило, очень занятые, и для них посещение храма искусств событие особенное, не так часто имеют они время просто прийти сюда отдохнуть душой.
Таким образом, это вышло «вдвойне» женское мероприятие – организованное женщинами для женщин на фоне произведений женщин-художниц. Разумеется, внесли свой творческий вклад и мужчины-художники, чьи работы объединила подготовленная специально к празднику выставка «Тайны женской красоты». В самых разных жанрах и технике художники разных поколений воспевают на своих полотнах обобщенный образ современницы. Это и «Портрет спортсменки» Г. Киракозова, и «Студентка» В. Шегедина, и «Наташа» С. Паршина, и «Девушка в шортах» А. Сараткина и десятки других работ, главная героиня которых, как бы она ни выглядела, всюду – прекрасна, ибо такой увидел ее мужской взгляд художника. Женский же взгляд и кисть запечатлели красоту окружающего мира, ярчайшим отражением коего можно назвать экспозицию «Праздник цветов». Составившие ее великолепные натюрморты из музейной коллекции, кажется, даже пахнут весной…
Сердечно приветствовала собравшихся заместитель председателя правительства края Алла Золотухина, по инициативе которой женсовет, ею руководимый, проводит уже не первую встречу с представительницами творческих профессий. А как интересно было услышать из уст директора музея Зои Белой рассказ о вкладе женщин в развитие художественного процесса на Ставрополье, какие замечательные личности представила она. Так, Юлия Разумовская, родившаяся на исходе ХlХ века, в ХХ веке немало лет провела на Кавминводах, учила здесь многих ставропольских художников, оказав значительное влияние на формирование художественной элиты Ставрополья. А пятигорчанку Алевтину Безукладникову у нас в крае помнят за ее чудесные цветы на полотнах. В годы Великой Отечественной войны вместе с мужем они перечислили крупную сумму на строительство танка, воевавшего затем на Курской дуге, и сам Верховный главнокомандующий прислал им тогда благодарственное письмо. Рядом с цветами Безукладниковой – портрет другой известной художницы Зари Казанчан, написанный ее мужем.
Вообще в среде живописцев слова «творческая семья» и «династия» звучат очень часто. Кто же не знает династию самобытных художников Чемсо? Или семью художников-педагогов Алексея Соколенко и Ларисы Должанской? Таких прекрасных союзов – десятки. Немало примеров, когда дети художников вырастают в новых интересных творцов. Причем, опять-таки, в самых разных жанрах и направлениях. Ну а женщины, как отмечалось, особенно успешно работают и в таких «женских» видах прикладного искусства, как керамика, художественный текстиль, малая пластика, батик, гобелен, изделия из кожи. Ольга и Евгения Черничкины, мать и дочь, добились всероссийского признания своими изделиями в лоскутной технике.
Весьма значительную, если не преобладающую часть составляют женщины и в художественно-педагогической среде края, готовя новые поколения мастеров. Причем замдиректора музея Ольга Бендюк подметила такую закономерность: более одаренные, много обещающие талантом в детские годы, вырастая, девушки гораздо реже становятся художниками-профессионалами, чем юноши. Так устроена жизнь, что женщине, даже обладающей «искрой Божией», приходится, как правило, часть себя отдавать семье, детям, тогда как искусство требует полной отдачи. И женщины нередко приносят свой дар в жертву материнству. Сожалеть ли об этом или восхищаться?
Множество добрых, сердечных слов прозвучало в этот прекрасный зимний – хоть и мартовский! – вечер в красивейшем здании Ставрополя. С теплотой и признательностью рассказывали о коллегах директор Ставропольского художественного училища Людмила Пискунова, директор Ставропольской художественной школы Алла Чемсо. Зрительское почитание творчества художниц звучало в трогательных выступлениях профессора Ставропольского госуниверситета Клары Штайн, поэтессы Валентины Слядневой. А уж сколько радости доставило всем общение с Натальей Бондарчук, признавшейся в любви к нашему краю и нашим людям, с которыми она уже подружилась по-настоящему. Живопись, говорила Бондарчук, - божественный дар, освещающий нам путь, дарующий бессмертной душе истинную красоту…
Встреча в своеобразном «бабьем царстве» среди картин получилась по-настоящему доброй. Так что не сомневаюсь: всех, кто был здесь, в музее, непременно должно теперь посетить новое, всегда радостно волнующее творца вдохновение…