00:00, 4 марта 2005 года

Тарантас под парусами

Вынеся в бенефисе на театральный задник три больших портрета - Евгения Урбанского, Владимира Высоцкого и Василия Шукшина («многозначительный иконостас», по словам одного из участников творческого вечера), - юбиляр, думается, сразу обозначил главную составляющую собственного сценического существования. А именно - романтизм. Напомню, что и подзабытый ныне замечательный киноактер, и великий наш бард, и пронзительный русский писатель всеми гранями своего творчества протестовали против пошлости и бездуховности времени, тосковали по идеалу - каждый был Гамлетом по-своему.

Гамлета среди полутора сотен сыгранных Борисом Щербаковым ролей нет. (Дон Жуан, однако, был). А так герои его - люди все больше обыкновенные, вроде предпринимателя Пухова из идущего сегодня в театре «Конкурса» А. Галина, или Бори Хрумкина из старого спектакля «Звоните, я согласна» по пьесе Н. Граненого, сцену из которого бенефициант напомнил зрителям вместе с засл. артистами РФ Михаилом Мальченко и Владимиром Аллахвердовым и актрисой Людмилой Ковалец. Хрумкин мечтает возродить опустевшую родную станицу «старым казачьим способом» - жениться и народить детей. Но невесту высматривает городскую, невозможно прекрасную и воздушную («гламурную», как модно говорить сейчас), то есть такую, которая в деревню заведомо не поедет... Этот конфликт между идеалом, мечтой и реальностью и есть зерно драмы, найденное Щербаковым во вполне комедийной роли. Поэтому он зал не только смешит, но и трогает, вызывает сочувствие. А упомянутый выше Пухов, написанный драматургом как тип грубый и малоприятный, в исполнении Б. Щербакова обнаруживает свою неожиданную правду - бывшего мужа, мужчины, грустно обманувшегося в надежде найти в женщине и молодость, и красоту, и понимание, и опору - все зараз. И не зря он по пьесе в прошлом - цирковой артист...

Такое стремление в небо, под купол цирка, к мечте («тарантасом под парусами» называет Щербаков свое «средство» сценического передвижения) и есть, по-моему, основа его актерского темперамента. У него почти в каждом спектакле градус существования словно немного выше, чем у партнеров. Бывает, что это и мешает, но все равно придает его героям обаяние. Они все в чем-то немного «чудики» - любимое словечко Шукшина, но они человечны, искренни. Даже Стива Облонский в инсценировке «Анны Карениной». Вот уж кого, казалось бы, не любит Толстой, считает развратником, бездельником, прохиндеем. Но ведь любит Долли своего «милого, милого, жалкого мужа». Это Борис Щербаков и играет. Человека легкого до легковесности, наивно уверенного, что он всем в радость, не слишком обремененного ответственностью за свои поступки, но при этом искреннего почти по-детски и тем любовь вызывающего.

Непоказной искренности, человечности было много в бенефисе, который Борис Щербаков сам для себя написал и поставил (музыкальное оформление Евгении Сафроновой). В его монологах, обращенных к залу и затрагивающих не только профессиональное, но и глубоко личное. В том, как он читал любимые стихи, пел с вокальной группой ансамбля «Ставрополье» любимые им, потомственным станичником, казачьи песни.

Как у каждого актера, у него есть сожаление о прошедших мимо ролях, есть мечты о том, что хотелось бы успеть сыграть. Может быть, кого-то в зале удивило, когда лихо, от души, исполнив казачью плясовую, Щербаков перешел к рассказу о своей мечте сыграть Тевье Молочника в пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» по произведениям Шолом Алейхема, а затем вместе с Михаилом Мальченко, Владимиром Зорей и Павлом Савиновым показал поставленные им сцены из пьесы. На самом деле, ничего странного для него в таком переходе нет. Как говорится от автора в «Поминальной молитве», в местечке Касриловке жили русские, украинцы и евреи. Одни снимали шапки, когда входили в дом, другие, тоже по обычаю, никогда не снимали, и хоронили жителей на разных кладбищах. А в остальном в их судьбах было много похожего - радости, беды, рождения, смерти... Актер Щербаков мысль об этой похожести людей принимает. Ведь «по самой сути жизнь проста».

В этих сценах, в роли Тевье он предстал каким-то новым - сдержанным, горько ироничным, мудрым. И, по-моему, успешным режиссером. Сказываются и завершенная год назад учеба на режиссерском факультете СГУ, и опыт руководства студенческим театром «Прометей» в Северо-Кавказском государственном техническом университете.

Что сказать о бенефисе еще? Юбиляра поздравил с пятидесятилетием главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю аппарата полпреда президента РФ в ЮФО Александр Коробейников, передал приветственный адрес от губернатора Александра Черногорова заместитель министра культуры края Владимир Лычагин. Были поздравления от администрации Ставрополя, от краевого отделения Союза театральных деятелей России, от руководства краевого академического театра драмы им. Лермонтова и многих других. Коллеги по родной сцене и коллеги из театра кукол приготовили небольшой, но очень смешной капустник. Пели студенты из «Прометея», замечательно танцевали ребята из детского ансамбля «Радуга» под руководством А. Виниченко. В зале среди почетных гостей было много людей уважаемых и известных. И вообще - аншлаг.

И когда в конце вечера, после бурных аплодисментов и обилия цветов, юбиляр прошелся по сцене на руках, все поняли: это не было отрепетировано, это он экспромтом и от души!..