00:00, 22 февраля 2005 года

Подвиг разведчика

Когда началась война, Васе Кудинову было всего шестнадцать. И хотя стремление защищать свое Отечество было у него в крови (дед Василия Кирилловича, потомственный кубанский казак, до революции был атаманом станицы Невинномысской), не брали паренька на службу в армию. Говорили: молод, подрасти, мол, еще. Но уже в ноябре 42-го, за два месяца до совершеннолетия, записали Василия в невинномысский ополченческий отряд. А перед самым Новым годом мобилизовали в Моздок (помните знаменитые слова, приписываемые народной молвой самому Гитлеру «В Моздок я больше не ездок»?), распределили сначала в пехоту, а потом в 556-й артиллеристский полк 334-й стрелковой дивизии. Так стал Василий рядовым разведчиком Красной армии.

В жизни разведчика всегда есть место подвигу. И больше всего о деяниях рядового Василия Кудинова говорят его награды. Взять хотя бы медаль «За отвагу». Она по праву считается одной из самых значимых в нашей страны. Само название говорит, что дают ее смелым, отчаянным людям, не побоявшимся жизнью рискнуть во спасение Отчизны. Но, как ни странно, в рассказе о том, за что получил Василий Кириллович свою первую медаль, очень часто звучит слово страх.

- Было это в Польше, под Краковым. Нам, группе разведчиков, удалось захватить в плен языка, немецкого пулеметчика. Оставалось только переправить его к нашим, а для этого надо было пройти через обстреливаемую нейтральную полосу. Мы с лейтенантом остались прикрывать отряд. Ну а потом и сами стали потихоньку к своим пробираться. Первым пошел я. И вдруг, неизвестно откуда появляется здоровенный немец, схватил меня и начал душить. Я от страха аж сознание потерял. Как потом лейтенант мне рассказывал, он подбежал к немцу сзади и пырнул его финкой. А я, значит, все без сознания лежу. Вот и потащил меня лейтенант до ближайшей воронки, чтоб до наступления темноты в ней схорониться. Только чувствует, что больно я тяжелый какой-то, смотрит – оказывается, вслед за мной и немец по земле волочится. Причем, по всему выходит, что это я немца зубами держу. Не стал лейтенант особо разбираться, что к чему, еще раз чиркнул финкой мне возле рта и потащил дальше в укрытие. Там я в себя пришел, но чувствую, мешается что-то во рту, а челюсти разомкнуть не могу: от страха мышцы свело. Лейтенант опять финку достал: только с ее помощью и удалось рот мне раскрыть. Плюнул я на землю, глядим – а там палец лежит. Видимо, когда немец меня душил, я настолько испугался, что схватил его за палец, что называется, волчьей хваткой. Меня потом однополчане пальцеглотателем прозвали.

…Памятен Василию Кудинову и день, когда ему и радисту полка дали задание установить на чердаке одного из домов в польском селении стереотрубу (кто не знает, это такой кривой бинокль, помогающий корректировать стрельбу артиллеристов). Только все сделали, как видят - пехота наша отступает. Спустился Василий на второй этаж, чтобы узнать, в чем же дело. Смотрит, а прямо под окнами дома танк немецкий стоит.

- Вот, думаю, попали мы с радистом в переделку, - рассказывает Василий Кириллович. – Но не растерялся, взял противотанковую гранату и бросил ее сверху прямо в сетку для охлаждения мотора. Танк, понятное дело, тут же загорелся. Мы с радистом притаились, не стреляем, чтобы нас не обнаружили. Но из танка так никто и не вылез. А чуть позже по улице этой наши танки пошли. Один из них даже остановился, и потом танкист подтвердил командиру, что подбитый немецкий танк – наша заслуга. Так мы с радистом за находчивость и смекалку по звездочке (ордену «Красной звезды» - авт.) и получили.

Но, пожалуй, самая главная дата в жизни разведчика Василия Кудинова, как и любого ветерана ВОВ, 9 мая 1945-го. Никогда не забыть ему, как радовался, как плакал от счастья, как стрелял в воздух, когда узнал о капитуляции Германии, как поднимал за победу знаменитые сталинские сто грамм, выданные в честь знаменательного события не в обед, а на завтрак…

Сейчас Василий Кудинов, недавно отметивший свое восьмидесятилетие, признается, что не любит вспоминать военные годы. Слишком тяжело досталась эта победа, слишком много его товарищей полегли на тропах войны. Но память защитника Отечества верно хранит все даты, все события тех лет.