В ответе за тех, кого приручили
А в прошлом году ставропольчан повергло в шок известие о девятилетней девочке из села Кочубеевского, которую загрызли две «добродушные» немецкие овчарки, жившие в ее семье. Вечером, 9 мая девочка вышла выгулять Рекса и Рики. Но через час собаки возвратились одни. Труп ребенка нашли только на следующее утро. Характер многочисленных ран, а также содержимое желудков псов (их сразу же убили) позволили доказать, что смерть ребенка наступила от собачьих укусов.
Только за первый месяц нынешнего года стало известно как минимум о двух случаях, когда «четвероногие друзья человека» превращались в монстров-убийц. Заметьте, во всех описанных ЧП собаки не были бесхозными.
- Ситуация действительно сложная, - говорит заведующая отделом особо опасных инфекций краевого центра Госсан-эпиднадзора Галина Сысолятина. - Только за прошлый год в лечебные учреждения края обратились более девяти тысяч человек, которые пострадали от животных. В травмпунктах краевого центра в 2004 году зарегистрировано свыше 1400 таких случаев, то есть в среднем четыре человека в день приходят с травмами и укусами, нанесенными животными. И подавляющее большинство обратившихся пострадали от своих любимцев: собак и кошек. Для сравнения, десять лет назад число потерпевших было в два раза меньше. Аналогичная ситуация – в каждом населенном пункте края.
Принято считать, что основную опасность для человека представляют бесхозные собаки. Действительно, проблему бездомных псов, в невероятном количестве расплодившихся не только в селах, но и городах края, нельзя отрицать. Дошло до того, что в самом центре Ставрополя можно встретить свободно разгуливающие своры дворняг. Но, как бы то ни было, самые страшные случаи, произошедшие на Ставрополье в прошлые годы, были связаны именно с домашними псами.
Два года назад в Андроповском районе женщину загрыз ее домашний любимец, стаффорд-ширский терьер. Хозяйка пыталась придержать собаку, чтобы пропустить в дом свою соседку, но та внезапно накинулась на нее саму. Остановить вконец озверевшего пса не удалось… А ведь в некоторых странах мира эта порода, как и некоторые другие, официально запрещена. У нас же таких собак можно встретить на улицах даже без намордника.
Но и «наезд» на дворняжек тоже вполне обоснован. Как говорится, дыма без огня не бывает. Бесприютные животные вносят свою «лепту» не только в статистику укусов и повреждений. Главная опасность в том, что они – переносчики различных инфекций, в первую очередь бешенства. Если раньше его выявляли в основном в селах, то теперь нашествию страшной болезни подвергаются и города. Прежде всего, это связано с тем, что в прошлом основными распространителями инфекции были лисы и волки. Теперь же это кошки, собаки и крысы. Причем статистика неумолима: среди заболевших бешенством животных все больше домашних любимцев.
- Особенно тревожная ситуация в прошлом году сложилась в Невинномысске, - продолжает Галина Сысолятина. - Тогда диагноз «бешенство» подтвердился у 15 кошек и 18 собак.
Примечательно, что все животные были «хозяйскими» и жили даже не в частном секторе, а в квартирах. Владельцы заболевших собак и кошек не потрудились заранее сделать своим питомцам прививки. В итоге всем им пришлось пройти вакцинацию против бешенства.
Однако отношение к прививкам в народе далеко не однозначное. Бытует мнение, что прививки от бешенства очень опасны для человека. Рассказывают случаи, когда люди от них умирали, а потом оказывалось, что укусившее их животное было здоровым.
- Эти слухи совершенно безосновательны, - утверждает Галина Сысолятина. – Надо помнить, что бешенство – это смертельное заболевание для человека. И другого лечения, кроме прививок, нет!
Но далеко не всегда есть необходимость в самих прививках. Однако решить этот вопрос может только врач. Иногда достаточно за животным понаблюдать. Инкубационный период бешенства у кошек и собак в среднем длится десять дней, после чего животное умирает.
То есть, если вас тяпнул за палец заигравшийся домашний котенок, вовсе не стоит сразу идти к врачу, но, если после этого ваш любимец погиб или сбежал, лучше не рисковать. Скрытый период болезни у человека - от 25 дней до полутора и даже двух лет.
К сожалению, люди обычно уверены в своих питомцах, как «в самих себе». И последствия такого отношения могут быть очень плачевными. Кроме прошлогоднего ЧП в Невинномысске, были и другие. Последний зарегистрированный в крае случай смерти от бешенства произошел в 2001 году, причем заразилась женщина от домашней собаки. Тогда она решила к врачам не обращаться. Не встревожило ее даже то, что через несколько дней сдохла собака, а вслед за ней и ее щенок. А сама хозяйка умерла на 25-й день после укуса.
Картина в итоге вырисовывается очень мрачная. Однако она всего лишь отражает тенденцию последних лет. И, видимо, будет иметь столь же пессимистическое продолжение. Ведь содержание домашних и служебных животных на сегодняшний день не регулируется ни одним правовым актом. Последнее постановление главы администрации края «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и рабочих поселках Ставропольского края» датировано 16 сентября 1993 года. Срок его действия истек в 2003 году. Санитарно-противоэпидемиологическая комиссия при краевом правительстве не-однократно поднимала вопрос о необходимости рассмотреть новый проект, который, в частности, обязывал бы владельцев регистрировать домашних животных, а также делать им все необходимые прививки. Но воз, как говорится, и ныне там. А пока остается надеяться на чувства ответственности и долга перед обществом хозяев четвероногих друзей. Но, боюсь, взывать к таковым в наше время бессмысленно.
Кстати, в Кодексе об административных правонарушениях РФ, действовавшем до первого июля 2002 года, статья 102-я предусматривала административную ответственность для нарушителей правил содержания собак и кошек. Теперь же нет ни правил, ни статьи в КоАПе…