00:00, 17 февраля 2005 года

Не спиртом единым

Но началось вчерашнее заседание с обсуждения правительственного постановления о мерах по реализации краевого бюджета на этот год. Если отвлечься от специфической терминологии финансистов, этот документ необходим краю, чтобы еще раз закрепить основные направления расходов бюджета, которые уже прописаны в самом законе о бюджете, определить сроки их выполнения.

Первый заместитель министра финансов Л. Калиниченко, представляя документ, подробно проинформировала членов правительства о его нюансах, даже выйдя за рамки отведенного ей 15-минутного регламента. Но, когда обстоятельный доклад был закончен, грянул град вопросов, многие из которых были нелицеприятны. Речь шла о том, что рост налоговых поступлений краевого бюджета не отвечает желаемой динамике. Говорили, что муниципальным образованиям в свете проводимой реформы невыгодно собирать налоги, а задумывалось все «с точностью до наоборот». Связано это с тем, что на местном уровне остались такие налоги, которые трудно администрировать и тем самым наполнять муниципальные бюджеты. В упрек минфину ставили и то, что он достаточно пассивно работает по увеличению сбора налогов в краевой бюджет. Л. Калиниченко парировала, что у министерства просто нет законодательно закрепленных рычагов влияния на налогоплательщиков, а существуют лишь меры рекомендательного характера.

Важной темой заседания правительства стали меры поддержки краевой виноградарской и винодельческой промышленности. Ставрополье имеет давние традиции в этой области и не собирается сдавать позиции. Мы производим порядка 16 процентов всего винограда в России, отстаем лишь от соседних Дагестана и Краснодарского края. Более того, по содержанию сахара наш виноград лучший в стране, а объемы его производства даже превышают сейчас благополучный для отрасли советский период. Закон о поддержке виноделов и вино-градарей краевая Дума приняла еще в прошлом году. Теперь же постановлением правительства закреплены субсидии из краевого бюджета по закладке и уходным работам за молодыми виноградниками, будет компенсироваться часть затрат, связанных с производством укрывных европейских сортов. Субсидии будут предоставляться и тем, кто делает марочные вина и коньяки. Также были установлены пять виноградарских зон: Пятигорская, Калаусская, Кумская, Терско-Кумских песков и Курская.

До идеала еще очень далеко. До 60 процентов потребляемых на Ставрополье вин приехали к нам из Молдовы и Грузии, процент же краевой продукции – капля в винном море. Нет на Ставрополье и достаточного количества виноматериала для производства собственных красных и шампанских вин.

Есть и позитивные моменты. Губернатор рассказал, что ему позвонили из Москвы и попросили передать в столицу бутылочку самогона. (Речь о новой продукции одного из винодельческих предприятий Буденновского района. – Е.К.) И таких примеров, считает А. Черногоров, год от года должно становиться больше.

Но только «выпивать» Ставрополье не намерено, ведь надо же чем-то и «закусывать»! «Пьяной деньгой» дело ограничиваться не должно. И поэтому в крае будут развивать производство и столовых сортов винограда. Чтобы не заграничным втридорога своих детишек баловать, а собственным, как выразился председатель ГДСК Ю. Гонтарь. Вот только хранить у нас эту скоропортящуюся продукцию не умеют, да и оборудования такого нет. Возможно, в исправлении ситуации сыграет свою роль и министерство экономического развития и торговли, занимающееся инвестиционными проектами. Во всяком случае именно к главе этого министерства В. Гаевскому обращался А. Черногоров, говоря о том, что инвестирование в виноградарскую отрасль может стать выгодным бизнесом.

Под занавес разрешился еще один спорный вопрос прошлого заседания правительства. Речь о приватизации газовых сетей и оборудования на газопроводах, находящихся на территории Ставрополья. Напомним, что тогда правительство решило более детально изучить вопрос о целесообразности приватизации около тысячи километров газопроводов. Полемику начали депутаты краевой Госдумы, ссылаясь на социальную значимость объектов газового комплекса, ведь тот, кто владеет подобными объектами, имеет возможность влиять на ценовую политику. А это (гипотетически) может привести к росту и без того подскочивших тарифов для населения. Но дискуссия кончилась миром. Члены созданной согласительной комиссии пришли к выводу, что серьезных социальных последствий приватизация газопроводов не повлечет. Правительство с ними согласилось и без обсуждения дало на нее «добро».