00:00, 16 февраля 2005 года

Земля – военным! Крестьянам - что?!

Под пули и снаряды участники акции, конечно, не бросались. О собственной безопасности они позаботились заранее: первого февраля в письменной форме уведомили командование 205-й ОМСбр о намерении выйти в поле (занятое под полигон) для проведения сельхозработ. Плановые стрельбы военнослужащие не отменили и, как ни странно, очень удивились появлению гражданских на военном объекте. Хотя о требованиях участников акции протеста людям в погонах известно хорошо: работники военного совхоза высказывают их вот уже семь (!) лет. Но все без толку. Не поверили они и очередным обещаниям расплатиться за изъятую землю к концу февраля, прозвучавшим в тот день на полигоне из уст заместителя командира 205-й ОМСбр по воспитательной работе полковника Виталия Лигомина.

До реформ начала 90-х годов у сельскохозяйственного предприятия «Николо-Александровское» Левокумского района было около 18 тысяч гектаров пахотных земель. Из них почти восемь тысяч гектаров тогдашняя районная администрация отдала под фермерские хозяйства. Время было сложное, непредсказуемое. На одном из собраний коллектива совхоза с согласия глав района и края решено было передать остаток земли в ведение Министерства обороны РФ. Так, хозяйство «Николо-Александровское» стало одноименным военным совхозом Военно-воздушных сил. Годы труда под крылом у военных оказались не из легких: не редкостью были несвоевременные расчеты с хозяйством за поставляемую продукцию. Но колхозники не роптали. Российская армия после развала Советского Союза только-только начинала на ноги подниматься, помогали ей чем могли. А с 1997 года и без того нелегкая жизнь тружеников совхоза стала еще невыносимее.

Двумя годами ранее с территории Чечни в Буденновск была переведена 205-я отдельная мотострелковая бригада. Вскоре для проведения учебных стрельб ей понадобился полигон. В Буденновском районе «свободной» земли не оказалось, зато она нашлась по соседству - в Левокумском. Остановили выбор на плодородном черноземе совхоза «Николо-Александровское»: главное, от части недалеко - всего 50 километров. Аргумент у военных был железный: стрельбище необходимо для «подготовки военнослужащих к миротворческим операциям и борьбе с незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе». Руководство края, равно как и глава Левокумского района, возражать не стали. Чтобы военным не терять зря времени, губернатор Александр Черногоров дал добро на проведение стрельб еще до окончания всех формальностей по переоформлению земли. К учениям мотострелки приступили, а вот с окончательной – правовой стороной - передачей земли дело не заладилось.

С самого начала хозяйству «Николо-Александровское» за изъятый у него чернозем полагалась денежная компенсация. Время шло. К 2000 году труженики военного совхоза не получили ни копейки. На полигоне уже вовсю орудовали военные, так что использовать землю под сельское хозяйство было невозможно. Отобранные под полигон 2500 гектаров пашни составляли четвертую часть всей земли хозяйства. Прежде с этого участка совхоз ежегодно получал около трех тысяч тонн зерна. Без четверти земли и без денег «Николо-Александровское» едва сводило концы с концами. Постепенно, примерно на четверть, сократилось и количество работников совхоза. А командиры продолжали твердить, что средства вот-вот будут. Тогда, в 2000 году, потеряв всякую надежду, колхозники написали коллективное письмо и. о. президента РФ, председателю правительства В. Путину. В ответ пришло уведомление о том, что обращение направлено в Министерство обороны, дело взято на контроль.

В крае была создана комиссия по рассмотрению этого вопроса. В 2001 году комитет по земельным ресурсам и землеустройству СК отрапортовал первому заместителю председателя правительства СК В. Гаркуше о том, что полигон 205-й ОМСбр расположен на землях «Николо-Александровского» незаконно. Постановления правительства края об изъятии земель под стрельбище нет, потери сельхозпроизводства не возмещены. На основании этого было принято решение о прекращении использования полигона 205-й ОМСбр до окончания землеустроительного дела. Несмотря на это, мотострелки продолжали проводить учения на прежнем месте. Но высшее командование, наконец, зашевелилось. Речь шла о компенсации в сумме почти 500 миллионов рублей. Министр обороны РФ дал согласие на предусмотрение необходимых средств в бюджете расходов на 2003 год. Было ли выполнено его распоряжение или нет, неизвестно, только деньги по-прежнему не поступали.

В 2003 году заинтересованные в разрешении земельного спора лица засомневались: а не велика ли сумма компенсации, по силам ли Министерству обороны выплатить такие средства вообще? Решено было произвести перерасчет убытков военного совхоза. Для этих целей распоряжением главы Левокумского района была создана оценочная комиссия. По результатам ее работы компенсация должна была составить 142 миллиона рублей, что в разы меньше прежней суммы. Но и этих средств все не находилось.

Тогда же увидело свет долгожданное постановление главы Левокумского района об изъятии земельного участка у хозяйства «Николо-Александровское» и предоставлении его Буденновской квартирно-эксплуатационной части района СКВО МО РФ под полигон. Последним пунктом этого документа значится, что постановление вступает в силу с момента возмещения Буденновской КЭЧ СКВО МО РФ убытков и потерь сельскохозяйственного производства в размере 29 миллионов рублей. Сумма, надо сказать, по сравнению с предыдущими - смешная. Как утверждает директор «Николо-Александровского» Петр Самойленко, взята она с потолка, потому как не имеет никаких экономических обоснований. Мол, совхоз в очередной раз пошел на уступки. Но и эти крохи хозяйство так и не увидело до сих пор. Военные от выплаты не отказываются, а продолжают сулить совхозу деньги в ближайшем будущем. Крестьянам в конце концов надоело, что их много лет дурачат, и в один прекрасный день они отправились на полигон.

- Ведь не для себя деньги требуем, - говорил директор Петр Самойленко в ходе акции протеста, - часть средств пойдет на подготовку к предстоящим посевным работам, другая – на аренду земли по соседству. В итоге государству все и вернется в виде налогов и более дешевых продуктов для Вооруженных сил.

Но теперь 29 миллионов рублей (оставшихся после «уступки» военным - из положенных 142-х) на 2500 гектаров земли, конечно, не хватит. К тому же сперва их нужно получить…

Отыскать виновных в сложившейся ситуации можно. Но, по-видимому, никто не хочет этого делать. Заложниками земельного конфликта в равной степени оказались и 205-я ОМСбр, и военный совхоз «Николо-Александровское». Первые не могут приступить к строительству на полигоне необходимых зданий и сооружений, поскольку земля им формально не принадлежит, а разрешить вопрос за счет собственных средств им не по карману. Вторые изнывают от безденежья и нехватки земли для работы. Так и живут они бок о бок многие годы, сохраняя при этом нормальные добрососедские отношения. По окончании акции протеста руководители созвонились и попросили друг у друга извинения за причиненные неудобства. Им-то делить нечего: как «наверху» решат, так и будет.