00:00, 16 февраля 2005 года

Опозданий не будет!

Тогда и решили районная администрация и колхоз купить в складчину новенький КАвЗ. Ночью водитель Сергей Буслов пригнал его из Ставрополя, а тут и губернатор края пожаловал с подарками – компьютерным классом. И получился двойной праздник.

Когда в селе появилась первая школа, точно никто не знает. Упоминание о ней нашли в книге А. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния», первое издание которой датируется 1887 годом. В книге сказано, что в селе имеется два училища: церковно-приходское и построенное министерством народного просвещения. В общей сложности там обучались 74 мальчика и 21 девочка.

Сейчас в Рагулях 415 учеников. Что интересно, еще год назад уроки русского языка и математики проходили в здании того самого церковно-приходского училища, построенного в позапрошлом веке. Потом, как рассказала директор Галина Погребная, оно начало потихоньку сыпаться да валиться, и помещение от греха подальше решили разрушить. Сразу почувствовалось, что в основном здании детворе тесновато. Впрочем, там и раньше не было просторно: столовая расположена в бывшем волостном правлении, библиотека тоже на задворках, начальные классы - в помещении, принадлежащем колхозу, и до столовой ребятам вообще скакать метров триста. Тут никакой перемены не хватит, а потому за опоздания учителя не ругают. Больше переживают, чтоб не простывала детвора во время таких пробежек. Но ничего, как-то все обходится. На карантин почти никогда школа не закрывается, народ тут закаленный. Здесь и ветры шумят посильнее, чем в других селах района, и холода покрепче – февраль проверяет 20-градусными морозами.

У Рагулей славная история. Местные энтузиасты стараются сохранить ее для потомков. Почти полвека назад был создан музей, и первыми его дарителями стали фронтовики. Дмитрий Лысенко принес шинель и шлем танкиста. Есть в музее материалы о Михаиле Головне, штурмовавшем Сапун-гору, Михаиле Кураксине, расписавшемся на стенах рейхстага. Солдатские котелки, гильзы, фрагменты оружия, горстки земли с Мамаева кургана, из Севастополя, Курска – это не книжная, а живая история, часть биографий отцов и дедов.

В школе преподают не только математику, химию и прочие предметы, здесь немало кружков и объединений, где дети с удовольствием поют и танцуют, учатся рукоделию. Валентина Кураксина, учитель технологии, прекрасно рисует, вышивает, но, самое главное, делится секретами мастерства. А сколько радиолюбителей собрал вокруг себя преподаватель физики Владимир Гладков! Впервые он вышел в эфир еще в 1964 году, его позывной был «Черный кот». Сейчас у местных радиолюбителей самая высокая в округе антенна – 33 метра и десятки знакомых по эфиру во всем мире.

А еще местные мальчишки – большие знатоки правил безопасности на дорогах. Отряд юных инспекторов движения много лет является лучшим в Приманычье. Интересно работает пресс-клуб «Родник» во главе с его организатором и вдохновителем Верой Ламановой. В нынешнем году на районной предметной олимпиаде 11 рагулинских школьников стали призерами. Ежегодно растет список медалистов-выпускников.

Кстати, Галина Погребная рассказала, что не забывают родную школу, откликаются на просьбы о помощи ее бывшие ученики, известные в крае люди: чиновники и предприниматели, врачи и ученые...

В общем, обыкновенная сельская школа, как и многие другие, особым вниманием не избалована, но и не в обиде на жизнь. Плохо, конечно, что занятия в две смены, что нет актового зала и все праздничные мероприятия приходится проводить в тесном спортзале. Здание школы не новое – сорок лет ему в этом году исполняется. А за окнами – памятник долгострою: 15 лет назад заложили новую школу на 628 мест, однако средств хватило только на то, чтобы вывести стены. С 92-го не ступала на объект нога строителя. Правда, губернатор обрадовал педагогов и учеников, сообщив, что год сельской школы надо бы продлить, и пообещав, что в этом году работа на стройке закипит.

Преподаватель информатики Евгения Куц на днях уехала в Ставрополь на интернет-курсы. Ребята с нетерпением ждут ее возвращения. Надо полагать, опаздывать на ее уроки в новый компьютерный класс теперь не будет никто – даже после столовой.