00:00, 9 февраля 2005 года

Владенья мертвых душ

Эта цифра является официальной: на заседании совета по экономической и общественной безопасности СК руководитель краевого комитета по земельным ресурсам Константин Зазирний сообщил, что выявлено 249 тыс. гектаров, входящих в разряд так называемых невостребованных долей. Бесхозная земля, как подснежники по весне, «вылезла» лишь после завершившейся в крае инвентаризации, хотя многие сведущие люди и раньше прекрасно знали о наличии неучтенки. По словам К. Зазирнего, на площади более 200 тыс. га землепользование ведется без уплаты налога и арендной платы. Это сотни миллионов рублей, не лишние для казны.

Откуда берется «ничья» земля, и почему государство до недавнего времени спокойно взирало, как кто-то в открытую стриг купоны от использования тысяч гектаров? Этими вопросами я заинтересовался после визита ходоков из станицы Новотроицкой Изобильненского района, который, кстати, несколько раз «нехорошо» фигурировал в докладе К. Зазирнего: здесь один из самых высоких процентов правообладателей, не распорядившихся земельной собственностью. В Новотроицкой сегодня бум, схожий с тем, что испытывала Аляска во время золотой лихорадки, правда, народ собирается делить не прииски, а просто «лишнюю» землю. Уже есть судебные иски, в которых права на долю заявляют бюджетники, обойденные при приватизации. А люд, работающий в местном ССПК «Путь Ленина», настроен на то, чтобы «переделить» всю используемую колхозом пашню, дабы увеличить пай каждого.

Ходоки рассказали, что руководитель комитета по земельным ресурсам Изобильненского района А. Шуняев подписал постановление о наложении административного штрафа на колхоз «Путь Ленина» именно за использование невостребованной земли. Правда, если быть точным, то формулировка в протоколе звучит так: «за самовольное занятие земельных участков или использование земельных участков без оформления документов общей площадью 11338 га». Цифра поразила: я, конечно, наслышан о так называемых «председательских землях» - целых полях, обрабатываемых за счет колхозов, но чтобы в отдельно взятом хозяйстве обнаружили столько «левака»! Я подумал: что-то тут не так. И обратился за комментарием к «герою торжества» - А. Шуняеву. Александр Иванович подтвердил, что речь в постановлении действительно шла практически о всех землях, используемых хозяйством «Путь Ленина», за которым - около 12 тыс. га. Правда, молодой руководитель сельхозпредприятия А. Земцев обжаловал это постановление в арбитражном суде, в связи с чем руководитель райкомзема был малоразговорчив. Мол, подождем решения Фемиды. «Землепользование все не оформлено, - сказал А. Шуняев. - Вот как вышел колхоз из социализма, так и работал...».

По большому счету так можно говорить о многих тысячах сельхозпредприятий России, которые встретили 2005 год, не успев переоформить договора аренды земельных долей, как того требует закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Хотя на исполнение этого закона, принятого еще летом 2002 г., давалось два года! Срок истек недавно, но тут же был продлен еще на полгода: Госдума РФ откликнулась на жалобные просьбы регионов. Слава Богу. Дело в том, что в настоящее время на Ставрополье примерно лишь половина земельных долей прошла все необходимые по закону процедуры - межевание, кадастровый учет и регпалату. ССПК «Путь Ленина» в эту половину пока не входит, хотя хозяйство не относится к числу бедных.

Сегодня в колхозе 1500 пайщиков, обладающих свидетельствами на земельные доли. Эти доли, так скажем, «обналичены», потому что имеют осязаемых хозяев и официально сданы в аренду. Но соответствующие договоры аренды райкомзем посчитал недействительными и квалифицировал нарушение как «самовольное занятие земельных участков...». Почему?

- Потому что в соответствии с законом они (договоры) должны быть зарегистрированы в регистрационной палате, - говорит А. Земцев. - Но мы еще этого не успели сделать. Договоры, которыми мы сейчас пользуемся, были заключены в 1996 году. Потом срок у них закончился, но мы их считаем продленными на неопределенный срок...

В общем, пока действительно не имеет смысла останавливаться на юридических аспектах спора. Суд скажет свое слово. Главная проблема заключается в другом: добрая часть земельного массива, обрабатываемого колхозом, закреплена за «мертвыми душами», не имеющими свидетельств на земельную долю.

Чтобы понять, как это могло получиться, нужно заглянуть в недалекое прошлое. Приватизация земли началась в 1992 году, и заключалась она в том, что каждый работник хозяйства должен был получить земельную долю, величина которой зависела, во-первых, от районной нормы, а во-вторых, от того, сколько земли находилось в пользовании сельхозпредприятия. На «вес» доли могло повлиять и решение собрания о выделении земли труженикам бюджетной сферы села - учителям, медикам и прочим, что дозволялось законом. В колхозе «Путь Ленина» бюджетникам ничего не дали: выделенные постановлением главы района 10 тыс. га пашни «раскидали» между работниками хозяйства и пенсионерами, получилось по 4,5 га на пай - ниже среднерайонной нормы, но тогда этому большого значения никто не придавал. Дальше каждый гражданин, попавший в заветный список имеющих право на пай, должен был получить соответствующее свидетельство и оформить договор аренды с хозяйством. Выдача свидетельств на право собственности на землю (этой процедурой заведовали райкомземы) в крае была завершена в 1996 году.

Напрашивается вопрос: если сегодня «Путь Ленина» имеет договоры аренды с 1500 пайщиками, то кому принадлежит остальная земля, которую колхоз обрабатывает и получает с этого прибыль? Земля эта, выражаясь официальным языком, является «невостребованной», и в колхозе ее, по словам А. Земцева, 2900 гектаров. (По другим сведениям, больше).

Версия случившегося такова: сотни людей, имевших право на пай, просто не получили свидетельств и соответственно не распорядились своей собственностью. Где-то на бумаге, в списках, эти люди фигурируют как потенциальные владельцы долей, но до документального подтверждения их прав дело не дошло. Специалисты, собаку съевшие на этой проблеме, объясняют данный феномен несколькими причинами. Например, человек мог умереть, а мертвому, понятно, не до свидетельства на землю. Кто-то не реализовал свое право, потому что просто ленив. Кто-то уехал, может быть, и за границу. А сколько молодежи, просто не знавшей о своем праве, уехали учиться, ушли в армию... Чего греха таить, в списки попадали и «мертвые души» - натуральные покойники и какие-нибудь Ивановы и Сидоровы, не имеющие к сельхозпредприятию никакого отношения и зачастую реально не существующие. Времена-то были смутные, а выросшие дворцы председателей колхозов и их быстроходные автомобили - за счет каких денег? За счет «грамотного» распоряжения урожаем и неучтенными землями.

К приватизации земель колхоза «Путь Ленина» А. Земцев не имеет отношения, на председательской должности он с марта прошлого года, но, конечно, как руководитель знал, что почти 3 тыс. гектаров «невостребованной» земли колхоз использует «на халяву»: нет собственников - нет арендной платы. Говорят, что бывший председатель А. Симонов, которому народ «не доверил» на последних выборах, первым просигнализировал в районную администрацию, что в колхозе несколько тысяч гектаров «ничьей земли». Хотел получить ее в аренду под фермерское хозяйство, но не вышло. Зато в колхоз нагрянула с проверкой комиссия райкомзема. Свой интерес проявила и милиция, затребовавшая списки пайщиков и бухгалтерские документы. Не знаю, анализировал ли сам А. Земцев первичные списки пайщиков, но определенные подозрения в их «чистоте», судя по всему, у него имеются. Невостребованную землю председатель называет «шапкой» (то есть то, что сверху).

- «Шапку» сделали искусственно, - сказал мне А. Земцев. - Может быть, это на перспективу делалось специально, чтобы землю как-то потом прикарманить. Люди-то на бумаге есть, а свидетельства не получены. Может быть, заведомо их и не было - этих людей...

Каковы же позиции сторон по поводу дальнейшей судьбы «ничейной» земли?

По указу президента «О реализации конституционных прав граждан» предусматривалось, что невостребованные земельные доли сохраняются за сельскохозяйственными организациями, которые используют их в течение трех лет. Указ признан утратившим силу в начале 2003 года. И до этого времени власти на местах в принципе смотрели сквозь пальцы на то, что колхозы вовсю эксплуатируют «ничью» землю. Хотя по большому счету эта земля должна была перейти в районные фонды перераспределения, т. е. государство могло выступить в качестве собственника, сдавая участки в аренду тем же колхозам и получая за это немалые деньги. Сколько десятков миллионов потеряно в рамках края - сегодня уже не подсчитать.

Если же говорить конкретно о колхозе «Путь Ленина», то примерный расчет убытков государства составляет 2 млн. рублей в год. Именно столько колхозу пришлось бы платить за аренду 2900 га в год.

После принятия летом 2002 г. закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ситуация стала меняться, у чиновников сегодня развязаны руки. Дело в том, что в законе появилась норма, гласящая, что неиспользуемая (невостребованная) в течение двух лет земля может быть изъята в пользу государства. С «мертвыми душами» колхоз «Путь Ленина» при всем желании не сможет заключить договор, а следовательно, вопрос о будущем 2900 гектаров можно считать решенным: власть без труда докажет в суде, что земли заняты хозяйством самовольно, т. е. без правоустанавливающих документов. Обращение всех невостребованных земель в собственность края - это лишь вопрос времени. Процесс, как говорится, уже пошел.

У председателя А. Земцева свое мнение:

- Хозяйство, конечно, не хочет упускать землю, 10 тысяч гектаров были нам по закону выделены. Но ее просто не так разделили...

Пайщики хотят ее «переделить» по-новому: за счет фонда «мертвых душ» увеличить свои доли, т. е. сделать их не по 4,5 га, а по 6 - как в среднем по району. Некоторые уже подали соответствующие исковые заявления в суд. Но вряд ли им стоит всерьез рассчитывать на пересмотр итогов приватизации, тем более что государство заявило, что само намерено переварить этот кусок. Еще меньше шансов на успех у работников бюджетной сферы станицы, которых в свое время не включили в списки пайщиков. Но, к сожалению, закон дозволял такую дискриминацию.

Глава администрации Изобильненского района П. Яковлев, комментируя ситуацию в колхозе «Путь Ленина», сказал, что «на сегодняшний день там есть ряд нарушений», «земля была неправильно поделена», «занижены нормы». Правда, это вовсе не означает, что администрация собирается делить невостребованную землю между всеми претендентами. Поезд уже ушел. «Краю и району нужны налоги», - говорит П. Яковлев, отстаивая государственные интересы по этому вопросу.

Он руководит Изобильненским районом менее года, но как человек, имеющий богатый управленческий опыт, хорошо понимает смысл знаменитой некогда фразы об «учете и контроле». Раньше район, как утверждает П. Яковлев, никогда не «показывал» после уборки больше 150-160 тысяч тонн зерна. В прошлом году изобильненцы вышли на цифру 214 тысяч тонн - как говорит глава, «благодаря правильному учету земель». То есть только в одном районе нашли буквально на поверхности 50 тысяч тонн. А сколько таких «находок» будет в крае после того, как невостребованная земля перейдет под контроль государства? А сколько доходов от аренды получит казна? Даже и загадывать страшно...