Начать не сложно
- Зоя Александровна, как часто вообще в музее видят детей?
- Нужно сказать, что не слишком. Приводят маленьких, в основном бабушки. Школьники бывают в период каких-то акций. Например, когда у нас работают экспозиции ко Дню города, каким-то другим масштабным датам. Наверняка скоро начнется массовое посещение учащимися выставок, посвященных 60-летию Победы. Что касается художественного, эстетического развития детей, то регулярно занимаются им лишь несколько школ, причем фактор расположения учебного заведения относительно нашего музея роли, как ни странно, не играет. Например, более 20 раз в прошлом году побывали учащиеся лицеев № 14, 17, от десяти до 20 раз - дети из школ, расположенных в районе Юго-Запада, Ботаники. В то же время центральные школы города такой активности не проявляют. Я все же думаю, что зависит это от учителя: там, где есть энтузиаст, как правило, преподаватель гуманитарных дисциплин, любящий живопись, привыкший к посещению художественных выставок, – там и дети к этому будут приучены.
- Как вы относитесь к идее школьного абонемента?
- К самой идее – положительно. Собственно, мы давно предлагаем различные циклы музейных уроков, лекций, экскурсий учебным заведениям. Например, заключили договор со Ставропольским государственным педагогическим институтом, и его студенты регулярно приходят на новые выставки, посещают специальные занятия по темам, которые мы согласовываем с их учебной программой и планами преподавателей.
- Что же мешает большинству школ откликаться на ваши предложения? Ведь вы предлагаете просто неоценимую помощь преподавателям литературы, истории, изобразительного искусства…
- Мне кажется, что все дело в отсутствии у большинства учителей желания посещать наш музей. В краеведческий ходят более охотно, это привычнее. Чтобы повести учеников в художественный музей, нужно все-таки иметь некие эстетические ценностные установки. Кроме того, я уверена, что идея школьного абонемента не провалится при одном условии – в учебном заведении должен быть координатор, который будет поддерживать связь с музеем, театром, филармонией и т.д.
Есть вещи, которые вызывают сомнения. Я, например, не думаю, что можно составить некий общий абонемент, куда вклеены талоны на посещение различных культурных центров. «В одну телегу впрячь не можно», например, музей и цирк. Мы, как никакое другое учреждение культуры, работаем на образовательные программы. Нам нужно обязательно согласовывать музейные уроки со школьными программами. Я вижу ситуацию так: школа будет располагать некоторой суммой денег. Каждый культурный центр – музей, театр и т.д. – предложит свой «продукт», свой абонемент. А педагогический коллектив совместно с родителями будет решать, что нужнее.
- Кстати, о деньгах на абонемент. Их предложено собирать с родителей. Есть ли в музее какие-то льготы при покупке билетов?
- Они ликвидированы, как и остальные льготы. Но мы все же продаем билеты по-старому. Для школьников – 5 рублей, для студентов и пенсионеров – 10, для остальных категорий – 40 рублей. Не могу не вспомнить, что было время, когда администрация краевого центра находила целевые деньги на организацию музейного обслуживания детей-инвалидов, одаренных школьников. Да и школы искали спонсоров… А сейчас сталкиваемся с тем, что органы социальной защиты города обращаются к нам с письмами о бесплатном обслуживании социально незащищенных граждан, в том числе детей.Только за прошлый год мы безвозмездно обслужили до 7 тысяч посетителей. Но, не заработав на этом определенную сумму, мы вынуждены откладывать различные издательские проекты, работу в фондах над описями коллекций, передвижные выставки. Не кажется мне удачным и предложение опять «трясти» родителей. Думается, что экономисты, управленцы должны найти хотя бы какие-то деньги в городском бюджете для поддержки школьного абонемента.
А с другой стороны, когда в помещении музея работает экспозиция «Мир камня», то ее за три дня посещают 7-8 тысяч человек, разумеется, за деньги, в том числе много детей и пенсионеров… Словом, объявляя эксперимент, все нужно подсчитать и обдумать.