00:00, 28 января 2005 года

Осудили… министерство

Предметом спора стали элементарные ходунки, без помощи которых ее сын не может передвигаться. Согласно статье 10 закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ребенок имеет право на бесплатное обеспечение вспомогательными средствами в соответствии с разработанной для него индивидуальной реабилитационной программой. А в ней обозначено: чтобы иметь возможность не просто передвигаться по прямой, а также пользоваться общественным транспортом, спускаться по наклонной поверхности, нужны ходунки складные, облегченные, с ручной тормозной системой. Однако ж, вопреки медицинским показаниям, мальчику выдали соответствующее приспособление другой марки, ограничивающее его возможности. Мать решила добиться справедливости, однако чиновники министерства упорствовали, хотя разница в стоимости – всего… 90 рублей. Объяснение занятой позиции содержится в официальном ответе замминистра А. Антоненко: имеем, мол, предписание «заключать государственные контракты на приобретение инвалидно-реабилитационной техники только с предприятиями-участниками и победителями конкурсов». Нужные же ребенку-инвалиду ходунки в этом перечне не значатся. Более того, они импортного производства. Это препятствие однозначно «соцзащитники» оценили как непреодолимое. Впрочем, чуть позже выяснилось, что искомое приспособление способно изготовить и ортопедическое предприятие Ставрополя. Но и этот факт не вдохновил министерство на подвижничество во имя отдельно взятой ребячьей судьбы. Хотя истец Елена Васильева уже приобрела необходимое за свои деньги, дабы не длить мучения сына, и теперь надеялась на элементарную компенсацию незапланированных расходов. Бесполезные же, выданные ранее ходунки готова вернуть.

Но даже небольшую сумму «из своего кармана», как пояснил человек из министерства на последнем судебном заседании, он «выплачивать не собирается». Не собирается делать этого, по всему видно, и все уважаемое учреждение по социальной защите населения: мы, мол, и готовы бы выполнить требование закона, но не можем обойти действующие инструкции. И по этой причине решение, принятое судьей Иваном Юриным в пользу истицы, министерство пыталось оспорить в коллегии по гражданским делам краевого суда. Правда, безуспешно. В кассационном определении в ответ на жалобу чиновников написано буквально следующее: «порядок устанавливается для исполнения закона, а не наоборот». Но и после этого «вердикта» минзащиты «не сдалось», обратившись в тот же Промышленный суд – теперь с заявлением об отсрочке исполнения решения.

Правда, на самом судебном заседании поначалу разговор неожиданно перешел совершенно в иную плоскость. Как доложил представитель ответчика, теперь, то есть с 1 января 2005 года, согласно вышедшему недавно постановлению правительства РФ обеспечение инвалидов реабилитационной техникой не входит в зону ответственности краевой социальной защиты… Этого нормативного акта ждали давно: наконец-то появился реальный механизм реализации действующего законодательства об инвалидах (не потому ли и тянули с исполнением судебного вердикта?) В общем, в связи с новыми обстоятельствами представитель министерства предложил истице обратиться за компенсацией в соответствующий орган социального страхования. Но Васильева резонно рассудила, что идти по «новому чиновничьему кругу» ей не с руки. Ведь министерство нарушило законное право гражданина в прошлом году, когда действовали старые правила... Суд в свою очередь пришел к тому же выводу, что изменение законодательства не освобождает министерство от исполнения судебного решения, и отсрочка ему не положена.

И последнее. «Приговор» вынесен. Министерство однозначно «осуждено» и в соответствии с судебным вердиктом должно исполнить свои обязанности. То есть – помочь конкретному человеку. Для чего, собственно, и существуют всяческие ведомства в России. Впрочем, они существовали всегда. Как и отечественные законы, строгость которых повсеместно и при всех властях компенсировалась их всеобщим неисполнением. Неужели традиция сохранилась?