Когда поднимется занавес
Выросшие в период, когда «важнейшим искусством» стало телевидение, они о ценностях культуры просто не имеют понятия. Причин здесь много. Не только, конечно, пресловутый телеэкран, залитый кровью, заполненный сериалами о бандитах и их любовницах. Из школы уходит (по возрасту) поколение учителей-энтузиастов, способных увлечь детей гуманитарными ценностями, а образованные молодые педагоги по понятным причинам там не задерживаются. Если добавить к этому перечню факторов задерганных в поисках заработка родителей, то понятно, что происходит. Приведу пример: побывала недавно в краевом академическом театре драмы имени Лермонтова на вечернем спектакле, куда толпой привели школьников. Было жаль хороших актеров и хороший спектакль. Дело не только в том, что дети шуршали обертками от шоколада и пили во время представления колу. Они совершенно неадекватно реагировали на происходящее на сцене – хохотали в драматические моменты, подавали реплики и т.д. Бывала я на «школьных» спектаклях и раньше и десять, и пятнадцать лет назад, но такого… Ведь в зале сидели даже не подростки, а вполне взрослые юноши и девушки.
Так что, хотя на совещании говорилось, что абонемент вводится для дополнительного эстетического воспитания за рамками школьной программы, создается впечатление, что воспитание это нужно начинать чуть ли не с нуля.
Что предполагает школьный абонемент? Разные возможности приобщения детей к культуре. Они могут приобрести книжечку, где будут билеты и в театр, и в музей, и в филармонию, и на краеведческую автобусную экскурсию. А могут – только в театр, только в музей и т.д. Это будет быть цикл посещений или только одно, на месяц или на год, в каникулы или в выходные дни. Можно посещать мероприятия вместе с одноклассниками, а можно – с родителями.
На совещании проект представляли заместители министров образования и культуры края Светлана Адаменко и Владимир Лычагин. В зале присутствовали директора художественного и краеведческого музеев, краевого драмтеатра, театра кукол, филармонии, других культурных центров. Рядом сидели руководители отделов образования Ставрополя и некоторых районов, директора школ. Агитировать их за приобщение школьников к живописи или театру не было необходимости. Но вот как сделать это практически? Например, как добиться, чтобы в филармонию или в музей приходила, прошу прощения, не «дикая орда», а дети, которым интересно и которые, главное, хотя бы в общих чертах представляют, как себя вести? Для этого существует только один рецепт – нужно вначале подготовить к восприятию культурных ценностей учителя и родителя. Что не просто.
Отдельный вопрос – финансовый. Сколько будет стоить абонемент, скажем, на год? Называлась цифра и 100 рублей, и 200, и даже 500, если учесть расходы сельских школ для приезда в Ставрополь. Не превратится ли хорошая идея в таком случае просто в дополнительные поборы, вызывающие неприятие и родителей, и учителей? Одним платить, другим деньги собирать… Руководители учреждений культуры сразу же захотели под абонемент госзаказ. В. Лычагин и С. Адаменко, не питающие особых иллюзий на этот счет, предложили и образованию, и культуре, во-первых, искать спонсоров, а во-вторых, продвигать такой культурный продукт, который будет покупаться. Одним словом, для раскрутки проекта нужен еще не один мозговой штурм. Хотя нельзя не заметить, что во всем мире за подобные абонементы для детей платит государство. Так в Японии, в США, в Германии.
Тем не менее сама идея внимания и одобрения заслуживает. Край наш – во многих отношениях сокровищница культуры. Лишать детей этих сокровищ – непростительно.