00:00, 21 января 2005 года

В Приэльбрусье экстрима больше

- Как вы так можете спускаться? - спросил я у него.

Немного призадумавшись и не прекращая улыбаться, он ответил, подняв указательный палец к виску: «Умный в гору не пойдет!». Эти слова надолго запали мне в голову. И теперь, через пять лет, когда уже сам забираюсь на такую высоту, откуда верблюжьи холмы Эльбруса кажутся маленькими скалистыми пригорками, прекрасно понимаю, что это болезнь, от которой не стоит лечиться. Ведь ничто не может заменить экстремального спуска: когда летишь со средней скоростью шестьдесят километров в час по ненакатанной трассе…

Но это все лирика. На самом деле, чтобы преодолеть путь от «чайника» (тот, кто катается впервые) до «фрирайдера» (тот, кто осваивает новые трассы или просто катается, как профи), нужно немало потрудиться. Прежде всего необходимо выбрать место, где прилагать подобного рода усилия. Ближайшие к нам горнолыжные курорты - Домбай и Приэльбрусье.

В Приэльбрусье поэкстримнее и намного интереснее кататься, чем в Домбае. Но только для тех, кто уже сносно обучен «горному» делу и может по достоинству оценить разнообразные склоны величественного Эльбруса - от 45-градусных отвесов до пологих участков. Там даже «лягушатник» (место катания для начинающих, названное так потому, что там так же много людей, как и лягушек в болоте) напоминает трассу для скоростного слалома. В Домбае все намного проще и лучше для новичков. Здесь много «лягушатников» - как внизу, так и наверху. Причем по собственному опыту могу сказать, что лучше подниматься наверх (не надо бояться, что это высоко), на четвертую очередь, а вот выше не стоит - опасно. Там много несложных «склончиков», где работают бугеля (маленькие подъемники длиной 50-150 метров). Правда, не стоит думать, что райский пологий «склончик» будет длиться бесконечно. Ниже отведенных ему 50-150 метров он уступит место обычному склону, откуда новички спуститься могут, но кубарем. А поскольку падать надо, мчась на чем-то, то необходимо перед этим увлекательным процессом задать себе один простой вопрос: сноуборд или лыжи?

Когда я начинал кататься, сноубордистов было считанное количество. У нас в группе был всего один, и мы на него смотрели, как на инопланетянина. Теперь их гораздо больше.

Многие выбирают «доску» просто потому, что на ней легко научиться кататься. Бывает так, что с утра человек только встал на «борд» (обиходное название), а вечером уже спускается с самой «макушки», правда, возвращается «снежным человеком» от многочисленных падений, но это не беда. Зато на лыжах легче развить скорость и интересно крутить разнообразные маневры. Хотя многие классики (лыжники) со временем переходят на «доску» и начинают кататься на уровне профи дня через два. Первоначальные навыки помогают!

Что касается кошелька. Взять напрокат «борд» стоит 600-800 рублей в сутки, лыжи – 150-400. А вот при покупке все наоборот: в среднем сноуборды стоят 220-400 долларов, лыжи - от 400 и до 1000.

У сноубордов есть еще одно преимущество - это ботинки, в которых также удобно ходить, как и в обычных. У лыж они пластмассовые, и нога закреплена прочно, как на роликах. Это важно, когда долго стоишь на посадке к подъемнику, где на стенах начеркано: «Мы отстояли здесь два часа». В «досочных» ботинках можно, заняв очередь, пойти посидеть в кафе и отведать вкуснейших кавказских блюд: хычина, лагмана, шорпы, люля-кебаба, многого другого, а потом подбежать в самый последний момент, перепрыгнуть через перила и встать на свое место. Нельзя сказать, что «палочники» этого не делают, но в лыжных ботинках прыгать намного труднее.

Очереди же в основном возникают из-за того, что слишком мало канатных дорог для такого потока катающихся. Нам инструктор по горным лыжам рассказывал, что за двенадцать лет его работы в Приэльбрусье строили девять канатных дорог, в том числе и последнюю, французскую на 60 вагончиков, обещали построить в этом сезоне. В результате столбы стоят, а канатов, и тем более вагончиков, нет и в помине. Мол, если хотите избежать очередей, то лучше кататься в Альпах. Но мы видели двух немцев на склоне, которые в ответ на вопрос: «Почему вы не в Альпах?» ответили: «В Альпах весь мир. Там яблоку негде упасть».

У нас же очереди появляются еще из-за «пальтошников», т. е. туристов, которые автобусами приезжают посмотреть на величественные выросты на земной поверхности. Но если кататься в будние дни или если на «лягушатнике» качество катания неудовлетворительное, то очередей не встретишь.

Кстати, на «лягушатниках» много инструкторов, которые могут обучить «чайников» этому «премудрому» виду отдыха. Но самое главное - не учиться кататься, а кататься и получать от этого удовольствие, испытывать драйв! И в то же время не лезть наверх раньше времени. Сначала откатать «лягушатник» так, чтобы на нем стало неинтересно, слишком просто, и только потом лезть повыше, поближе к звездам.

Владимир БОЙКОВ