00:00, 20 января 2005 года

Легенда театра

Основные черты его дарования – это большой сценический темперамент, обаяние, дар перевоплощения, чувство юмора. Все эти качества дали ему возможность с одинаковой силой вести роли диаметрально противоположного характера.

Все начиналось с драматического кружка, который организовали педагоги Ставропольской железнодорожной школы, где учился Борис Данильченко. Когда построили железнодорожный клуб, он все свободное время проводил там, да еще успевал играть в духовом оркестре. После окончания школы собрался поступать в Одесский институт инженеров водного транспорта. Но жизнь коренным образом изменилась после того, как прочитал в газете «Черноморская коммуна» о наборе в театральное училище. В драматическом кружке они готовили к 100-летию А.С. Пушкина ряд отрывков из его произведений. И вот, прочитав монолог Пимена из «Бориса Годунова» на вступительных экзаменах, Борис Данильченко стал студентом Одесского театрального.

Ему повезло. До сих пор с благодарностью вспоминает он своих педагогов, людей интеллигент-нейших, высокообразованных, профессиональных. Так, художественным руководителем училища был Борис Яковлевич Лоренцо, который еще до революции держал сольную филармонию. Одесское училище подарило театрам страны много талантливых учеников. Среди сокурсников Бориса Никитича – Борис Иванов, народный артист РСФСР, который долгое время был ведущим актером театра Моссовета.

Студенческие годы хоть и трудны, но пролетают очень быстро. Уже готовился дипломный спектакль «На дне» М. Горького, где роль Сатина играл Б. Данильченко, и тут грянула Великая Отечественная война. Часть студентов сразу же написали заявления и добровольцами ушли на фронт. Данильченко направляют учиться в Муромское военное училище связи, после окончания которого он сразу же попадает на Сталинградский фронт.

В сентябре 1943 года, при наступлении наших войск, Борис Никитич был тяжело ранен. Год находился на лечении в госпитале и только после выздоровления был уволен в запас. Своей жизнью он обязан не только великолепным военным врачам, но и медсестре Людочке, которая впоследствии стала его женой.

Когда Данильченко вернулся в Ставрополь, драмтеатр находился в эвакуации, и он пошел в театр музкомедии, в котором работали артисты Пятигорской и Киевской оперетты. Но мечта перебраться в родной драматический не оставляла его ни на минуту. Перейдя работать в филармонию артистом разговорного жанра, он неоднократно заходил в театр, напоминал о себе и ждал той счастливой минуты, когда выйдет на сцену театра драматического.

Его пригласили в ноябре 1947-го. В эти годы театр возглавляли такие мастера режиссуры, как народный артист СССР Ф. Шишигин, заслуженный деятель искусств Г. Гуревич. Борис Никитич набирался опыта, играя в паре с великолепными актерами М. Никольским, В. Кеворковым. Уже через два года Данильченко становится ведущим актером театра.

Его богатые актерские возможности на протяжении многих лет раскрывались и в характерных, и в комедийных ролях самого разнообразного плана. Он создает множество ярких, незабываемых ролей: это Сергей Серегин в «Иркутской истории» А. Арбузова, Семен Давыдов в «Поднятой целине» М. Шолохова, Лир в «Короле Лире» У. Шекспира, Борис Годунов в «Царе Федоре Иоанновиче» А. Толстого, Несчастливцев в «Лесе» Н. Островского…

За 42 года плодотворной творческой деятельности им сыграно свыше ста главных и центральных ролей в классических и современных пьесах. Б. Данильченко во многом определял репертуар театра. Наделенный от природы отличными данными, большим сценическим талантом, удивительным чутьем на правду, Б. Данильченко много работал над собой, постоянно находился в творческом поиске, совершенствуя исполнительское мастерство.

Сейчас Б. Данильченко на заслуженном отдыхе. Но душой и сердцем он с театром. А тысячи и тысячи ставропольских театралов помнят созданные им прекрасные образы.

В. ГАРЬКУШЕВА