Если принцесса заблудилась
Краевому показу спектаклей предшествовала большая двухмесячная работа. В фестивале приняли участие театральные группы из 16 районов и восьми городов Ставропольского края – всего 250 учащихся школ. Они представили творческие работы больших и малых форм: музыкальный театр, кукольный, домашний, камерный, литературно-музыкальные композиции и т. д. В основу репертуара вошли произведения классиков и современных авторов. Учредителями и организаторами фестиваля стали министерство образования СК и Центр эстетического воспитания детей имени Ю. А. Гагарина. Таков «общий план» этого творческого мероприятия, но что представляет собой его содержание?
Вот как обозначила суть фестиваля Виктория Жовнер, директор центра:
- У нас есть критерии, с которыми мы соотносим собственную работу. Речь идет, по крайней мере, о двух направлениях деятельности центра – сохранении народной культуры и нравственном воспитании детей. Театральное искусство, как никакое иное, способно наиболее полно выразить человека, его настроение, идеалы, переживания. Личность, построенная на индивидуализме, неполноценна. Театр же – искусство коллективное, соборное, он учит жить среди людей, учит искренности и правде…
Жюри конкурса, просмотрев предварительно десятки спектаклей, оценило картину с профессиональных позиций. Итог подводит Владимир Аллахвердов, заслуженный артист РФ, актер Ставропольского академического драматического театра, председатель Ставропольского отделения СТД и председатель жюри:
- Этот фестиваль стал реальностью потому, что педагоги, дети и их родители сохранили присущий нашему обществу дух энтузиазма. Сами шили костюмы, составляли фонограммы, декорации… В этом фестивале заключена светлая душа. Мы увидели, сколько талантливых людей тянутся к театральному творчеству. Но чем выше планка, тем серьезнее и оценка дела. Так или иначе, но подавляющее большинство работ отмечены одной особенностью. Современные дети необыкновенно пластичны, они хорошо поют, танцуют, великолепно чувствуют форму, которая, однако, превосходит содержание – и в этом проблема. В театре, в том числе и самодеятельном, надо знать основы режиссерского мастерства, надо уметь выстроить психологические отношения героев, иначе содержание не появится…
Этот фестиваль явно проведен не для галочки. Скорее, он был задуман, как смотр возможностей, которые оказались прекрасными. Именно потому в недалекой перспективе намечена организация творческих лабораторий и режиссерских курсов для руководителей школьных театральных коллективов.
В заключительном слове в день завершения фестиваля заместитель министра образования СК Светлана Адаменко, поблагодарив всех его участников, поделилась замыслами объявить следующий год на Ставрополье Годом школьного театра.
…В советскую эпоху дети были романтиками, такая была тогда тенденция. Сегодня реальность жизни все больше подменяется виртуальной реальностью или интерактивными видами деятельности: человек наедине с компьютером. Театр - это активная жизнь, ребенок не зависит от машины, он сам себе и компьютер, и программа, и актер, и зритель. Во время антракта я подошла к группе малышей, они о чем-то оживленно говорили. «Если принцесса заблудилась в лесу, в саду или в своей комнате, она должна кричать, визжать или лежать в обмороке…». Это были слова из только что увиденного спектакля. Один из мальчиков возразил: «Но Златовласка лежала в обмороке тихо». «А почему?» - спросила я его. «Потому, - ответил он, - что она добрая…»
* * *
Дипломы фестиваля получили:
1. Театральный коллектив «Ералашки» Дома детского творчества г. Георгиевска, руководитель В. Константинова-Тавнелова.
2. Театр юного зрителя СОШ № 29 г. Георгиевска, руководитель И. Соя.
3. Театральный коллектив «Солнечная страна» Центра творческого развития и гуманитарного образования г. Кисловодска, руководитель Л. Тобиас.
4. Театральный коллектив «Мечта» СОШ № 29 г. Пятигорска, руководитель Н. Полежаева.