00:00, 17 декабря 2004 года

Прогноз хорош, а где же деньги?

Как мы уже сообщали, в минувшую среду Дума федеральная приняла «разрешительные» поправки в законодательство, позволив нашему региону на год раньше начать реализацию на своей территории реформы местного самоуправления. До самого последнего момента такой исход событий был сомнительным, и вот теперь, перейдя рубикон, ГДСК взялась за финансовую, а не политическую составляющую бюджета-2005.

Но, миновав одну трудность, на горизонте часто замечаешь другую. Депутаты пока недовольны теми финансовыми показателями бюджета, что предложило правительство края. Бюджет Ставрополья планируется как дефицитный. Расходы будут превышать доходы на 1 миллиард 119 миллионов рублей. Именно этот показатель и вызвал дискуссию. И в немалой степени дебаты подстегнул сделанный с думской трибуны доклад первого замминистра экономического развития и торговли Н. Иванова, который рассказал об уточненном прогнозе социально-экономического развития края на 2005 год и на период до 2007 года.

Докладчик подчеркнул, что Ставрополье, как и вся Россия, на протяжении последних шести лет демонстрирует устойчивый экономический рост. С такими темпами развития край может удвоить ВВП уже к 2009 году, а не к 2010-му, чего добивается президент страны. Растут все необходимые для благоденствия показатели. В этом достаточно оптимистическом сообщении депутаты и обнаружили концептуальные нестыковки. Правительство края, по их мнению, значительно занизило «доходные» суммы, которые получит Ставрополье в 2005 году. И это входит в противоречие с прогнозом, который сделал правительственный же орган – министерство экономического развития.

«Цена вопроса» достаточно велика. Председатель контрольно-счетной палаты ГДСК А. Колесников сообщил, что, по данным аудиторов, бюджет-2005 «недосчитывает» не менее 365 миллионов «доходных» рублей. И такая ситуация, когда бюджет формируется не на основе прогноза, который показал свою состоятельность, продолжается на протяжении ряда лет. Несмотря на то, что верстаться главный финансовый документ, согласно Бюджетному кодексу РФ, должен на основе именно этих данных.

На заседании была поднята и другая не менее важная проблема. Уже сегодня понятно, что бюджет-2005 станет социально ориентированным. То есть во главу «расходного угла» ставится выполнение обязательств по выплате зарплаты бюджетникам, денежной компенсации льгот и т.д. На эти цели будет потрачено порядка 53 процентов всех средств. С одной стороны, это показывает, что приоритетным направлением финансовой политики правительства края является забота о людях. Депутаты же обратились и к оборотной стороне медали: Ставрополье, тратя громадные суммы на выполнение социальных обязательств, просто не имеет возможности финансировать капитальные вложения, стимулировать собственную экономику. А если так, то о каком удвоении ВВП к 2009 году может идти речь? Четкого ответа на этот вопрос депутаты, по их заверению, не получили. В пользу подобных рассуждений выступает все тот же прогноз. Край по-прежнему остается территорией с самой низкой бюджетной обеспеченностью на душу населения в ЮФО. А динамика борьбы с бедностью, по словам все того же Н. Иванова, в крае хуже, чем в среднем по России.

Министр финансов края Т. Погорелова, представляя Думе проект главного финансового документа на будущий год, подчеркнула, что он есть не что иное, как новое слово в отечественной финансовой практике, учитывая то, что край намерен в порядке эксперимента реализовать реформу местного самоуправления. Эта реформа выводит на новый уровень межбюджетных отношений органы госвласти и местные муниципальные образования. Минфин края и сам не вполне доволен тем, что приходится предлагать Думе дефицитный бюджет. Но объективные обстоятельства заставляют финансистов делать именно так. По словам министра, налоговая реформа, проводящаяся на протяжении ряда последних лет в стране, лишь отнимает финансы у регионов, перераспределяя доходы в пользу федерального центра, практически ничего не давая взамен. Как пример: Ставрополье в году нынешнем обязали финансировать из своей казны 7 федеральных законов, в будущем же году придется раскошелиться уже на 15. В то время как поступления дотаций из федеральной казны никак не покрывают возложенных на регион обязательств.

Как бы то ни было, вчерашнее думское заседание можно назвать этапным. Несмотря на то, что краевое управление минюста не рекомендовало депутатам принимать бюджет, ссылаясь на юридические основания, свое «за» Дума все же сказала. Теперь начнется другой трудоемкий процесс. Вчера была создана согласительная комиссия из депутатов и представителей правительства края, которой предстоит найти оптимальные цифры расходов и доходов краевого бюджета. На согласительную процедуру отведен срок до 15 дней, но планируется, что следующее думское заседание состоится 28 декабря, и на нем главный финансовый документ может быть принят окончательно.

На вчерашнем заседании депутаты затронули еще одну тему, напрямую не касающуюся бюджетных вопросов. Первый заместитель министра имущественных отношений В. Антоненко представил депутатам перечень особо значимых для экономики края имущественных комплексов государственных унитарных предприятий и АО, которые могут быть приватизированы только с разрешения ГДСК. Спикер краевой Думы Ю. Гонтарь подчеркнул, что к этому вопросу нужно относиться крайне взвешенно, ведь, давая «добро» на приватизацию, край может лишиться крупных налоговых отчислений, если предприятие, войдя в холдинг, «поменяет прописку» со ставропольской на какую-либо еще.

Кстати, вчера исполнилось ровно три года с тех пор, как был избран депутатский корпус Государственной Думы Ставропольского края нынешнего созыва, с чем и поздравил народных избранников губернатор края А. Черногоров, выразив надежду, что исполнительная и законодательная власть и впредь будут совместно трудиться на благо Ставрополья.