00:00, 8 декабря 2004 года

Льготы убили, денег – не дали

Откуда брать деньги? Именно так сегодня стоит вопрос о замене социальных льгот денежными компенсациями. Бурные обсуждения темы, заменять ли бесплатный проезд, бесплатные лекарства денежными выплатами, постепенно «перегорели» и перешли в области обсуждения способов, как именно реализовать инициативу. Раньше бюджетные деньги на эти цели выделял федеральный центр, а сейчас кто?

Вопрос закономерен, тем более, что и раньше льготы обеспечивались далеко не в полном объеме. Так, по данным краевого правительства, аптекам в прошлом году было возмещено 95,9% затрат за предоставленные льготы на приобретение лекарств ветеранам войны. Льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в 2004 году профинансированы федеральным бюджетом всего на 4,3% от расчетной потребности. Многолетняя задолженность по детским пособиям погашена лишь в конце этого года. С постоянной задержкой возмещались затраты по проезду льготников на городском и внутрикраевом транспорте. Таким образом, практика федерального центра до последнего времени была такова: Дума и правительство РФ одной рукой щедро раздают права на льготы, а другой придерживают средства на их реализацию.

А на местах эти недоплаты обернулись тем, что в аптеках не хватало бесплатных лекарств, в транспорте отказывали в бесплатном проезде ветеранам и инвалидам. В результате – обоснованное раздражение и возмущение не только со стороны самих льготников, но и людей, которые их обслуживают, – фармацевтов, врачей, водителей и т. п.

Понимая серьезность вопроса, краевая Дума всегда брала ответственность на себя, компенсируя недоплаты за счет средств краевого бюджета, зачастую в ущерб другим не менее важным для Ставрополья направлениям. Сегодня же ситуация такова, что большая часть выплат по льготам полностью ляжет на бюджет края – так решила Госдума России. По сути, федеральные депутаты своим решением просто отказались обеспечивать ими же введенные льготы. И это в условиях, когда говорить о недостатке средств в центре не приходится – федеральный бюджет профицитен, размеры золотовалютных запасов и стабилизационного фонда рекордны. Только лежат эти деньги почему-то на зарубежных банковских счетах, обслуживая отнюдь не российскую экономику. А на собственные социальные нужды денег нет. Зато повышены в три раза зарплаты членам российского правительства. Зато на содержание каждого федерального депутата из бюджета выделяется более шести миллионов рублей в год. А пенсии и зарплаты бюджетников при этом ниже официального уровня бедности.

В чем смысл таких решений и где социальная ответственность тех, кто их принимал? Наверное, этот вопрос надо задать нашим депутатам в Москве, представителям правящей партии «Единая Россия», которые не так давно, в пору выборов, убеждали всех нас, что они будут отстаивать интересы своих избирателей, своего региона. Многие из них сегодня занимают высокие посты в руководстве российской Думы и обладают всеми возможностями проявлять заботу об избравших их земляках.

А вместо этого своим решением они поставили край в ситуацию, когда предлагаемый размер денежных компенсаций не просто низок – он оскорбителен. Да, 50 рублей в месяц на проезд в общественном транспорте – это не компенсация, это плевок в душу нашим пенсионерам. И детское пособие 70 рублей в месяц – это не пособие, а подачка. Но именно такие цифры было предложено утвердить краевым депутатам. Таковы возможности краевого бюджета, который не в состоянии самостоятельно, без привлечения федеральных средств, обеспечить достойные компенсации социальных льгот. Оказавшись в патовой ситуации, краевая Дума вынуждена была согласиться с этим. Единственное, что мы смогли сделать, – утвердить эти цифры как минимальные, которые будут увеличены при изыскании дополнительных финансовых средств.

Поэтому тема социальной поддержки населения сегодня самая наболевшая для депутатов краевой Думы, не уступающая по значимости проблемам реформирования местного самоуправления. Если весь объем предусмотренных льгот останется на прежнем уровне, то для выполнения социальных обязательств нам потребуется найти дополнительно еще почти 2,7 миллиарда рублей. Это непосильная нагрузка для краевого бюджета. Знают об этом и в Москве – в Думе и правительстве России. Мы видим, что больной для всех регионов вопрос «монетизации» льгот – на постоянном контроле у президента РФ. Известно также, что федеральное правительство практикует индивидуальный подход к определению объема выделяемых средств для каждого региона. А значит, сейчас надо активно отстаивать интересы Ставропольского края в Москве.

Очевидно, что решением этой проблемы заниматься надо всем – не только краевому правительству, Думе и губернатору, но и представителям края в федеральных органах власти. Считаю, что большая ответственность и особый спрос должны быть возложены на депутатов Федеральной Думы от Ставропольского края. Пора отвечать за свои слова и действия. Ведь с партийных трибун и телеэкранов они демонстрируют трогательную обеспокоенность народными бедами, а на деле парламентское большинство единодушно принимает откровенно антинародные законы. Да, именно антинародные. Ведь мало того что в денежном выражении льготы оценили унизительно дешево – процесс их получения превратится в большую головную боль для всех льготников. Необходимость открытия расчетного счета, а в ряде случаев нотариально заверенной доверенности, очереди в сбербанках – и все это ради получения нищенского вспоможения. Язык не поворачивается назвать это издевательство социальной поддержкой. Оставлять ситуацию в таком виде недопустимо.

Константин ХРАМОВ