Люди, такие же, как мы, люди более свободные
Но обращаться куда-нибудь со своими творениями, пробовать опубликовать их Василий Дмитриевич тогда, в молодости, даже не пытался. Потому что понимал – не пройдет, чуда не случится. В те далекие времена требовалась совсем другая литература. В советской фантастике космические корабли под красными флагами бороздили просторы Вселенной, на земле царил благостный коммунизм, на вершинах гор стояли гигантские памятники Ленину, еды и одежды хватало всем, а единственным устремлением человека будущего было свершение подвига во славу человечества и, по возможности, прекрасная гибель во имя этой же славы.
Для восторженно глядящего на мир подрост-ка такая литература, может быть, и была хлебом насущным, но людям, хоть чуть повзрослевшим и получившим способность видеть мир через критическую призму, розового киселя явно не хватало. Потому и создавал будущий писатель свои миры, такие, какими он хотел бы их видеть. Пусть пока только для себя и ближайших друзей. Но с верой, что когда-нибудь то, что он пишет, пригодится многим и многим. И продолжал жить: учился, служил в армии, работал в комсомоле, профсоюзах, милиции. Но в свободное время, то есть по ночам, продолжал писать.
А потом времена стали потихоньку меняться. Не то чтобы сами по себе - люди их меняли. Преодолевали сопротивление других людей, уговаривали, спорили, доказывали, хитрили. Имеется в виду отдельно взятое издательское дело. Вот так и появился на свет сборник ставропольской фантастики «Десант из прошлого», в котором половину томика занимала первая часть романа Василия Звягинцева «Одиссей покидает Итаку». Сборник едва попал к читателям, как в план издательства роман был поставлен еще большим объемом. Кто-то пытался возражать: «Читатель не одобрил еще и первую часть, а мы собрались выпускать весь роман отдельной книгой!» Но это были только слова, которые ничего уже не могли изменить, потому что писатель Василий Звягинцев начал свое победное шествие к душам так долго ждавших его читателей.
Роман «Одиссей покидает Итаку» был удостоен самой престижной литературной премии в области фантастики «Аэлита», получил и еще несколько. Он переиздавался снова и снова. Можно, казалось бы, почивать на лаврах, не написав более ничего, как зачастую и бывает с авторами нашумевшей книги. Но Василий Дмитриевич как писал романы всю жизнь, так и продолжает их писать. На сегодняшний день их у него вышло десять, причем первые семь – это собственно сам «Одиссей…» с продолжениями, а последние три – уже совсем о другом, хотя и написаны они так же мастерски, как и первые.
При взгляде на историю как нашей страны, так и всего мира в целом человека порою охватывает некоторое тягостное недоумение: «Ну почему все именно так плохо случилось? Неужели нельзя было что-то изменить, пойти другим путем, помешать одним и помочь другим, чтобы не произошло ужасных трагедий, чтобы не погибли миллионы людей в бессмысленных и жестоких войнах, катастрофах, эпидемиях?» Нас всегда учили, что ход истории развивается по своим, незыблемым законам и личность не значит ничего.
А так хочется изменить уже свершившееся! Помочь людям избежать крови, смертей, болезней, дать истории шанс пойти другим путем. Альтернативная история – достаточно распространенный жанр. В советской литературе он не приветствовался, поскольку выходил за жесткие рамки марксистско-ленинских теорий. Сейчас же значительная часть новой российской фантастики посвящена именно альтернативным вариантам прошлого.
Хотелось что-то изменить в истории и Звягинцеву. И если в первой части «Одиссея…» к этому есть только приступ, то в дальнейшем герои романа «переигрывают» начало Великой Отечественной войны, а затем и всю Гражданскую войну! Здесь в полной мере проявился энциклопедизм исторических знаний автора, который с легкостью погружает читателя в атмосферу жизни былых десятилетий, позволяет почувствовать ее неповторимый вкус. И все романы написаны живо, увлекательно, да что там - просто мастерски.
Вместе с тем Василий Звягинцев не стесняется ставить в конце каждой своей книги место ее написания – Ставрополь, чем привлекает внимание читающей публики к нашему, хотя и прекрасному, но все-таки провинциальному городу. Как-то так повелось, что знаменитыми становятся книги в основном столичных писателей, а если провинциальный автор добивается успеха, то немедленно начинает стремиться перебраться в Москву или Санкт-Петербург. Тех, кто не изменяет своей «маленькой родине», можно пересчитать по пальцам. Вот одним из таких «пальцев» и является Василий Звягинцев. Наверное, справедливо будет заметить, что город и его руководство до сих пор маловато уделяет внимания своему талантливому земляку. А стоило бы, ведь до сих пор книги ни одного ставропольца не издавались и не переиздавались такими тиражами. За исключением, конечно, Александра Солженицына, но он, скорее, гражданин мира… А Звягинцева между тем в мире тоже читают. Маленький эпизод: по телевидению показывают американских солдат, высадившихся в Афганистане. И у одного из них в руках – книга Звягинцева!
Несмотря на большие тиражи, романы Василия Звягинцева трудно найти на полках книжных магазинов, а если они и встречаются, то это означает только, что издательство, следуя читательскому спросу, в очередной раз допечатало несколько романов.
Будучи прекрасным писателем, Василий Дмитриевич остается и прекрасным человеком и семьянином. С ним всегда можно встретиться, поговорить, получить от него совет. Слава совсем не изменила его. И не уменьшила его трудолюбия, потому что впереди у нас определенно новые встречи с полюбившимися героями книг Василия Звягинцева и знакомства с еще неизвестными нам. Недаром ведь Василий Дмитриевич эпиграфом к первому своему роману взял слова Толстого: «Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живущих в самых выгодных условиях жизни для борьбы и выбора между добром и злом, людей, изведавших все стороны человеческих мыслей, чувств и желаний, людей, таких же, как мы, могущих выбирать между рабством и свободой, между образованием и невежеством, между славой и неизвестностью, между властью и ничтожеством, между любовью и ненавистью, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых». Ведь в глубине души каждый из нас мечтает быть именно таким человеком, не правда ли?