00:00, 20 ноября 2004 года

Корабли постоят и ложатся на курс

Событие, на первый взгляд, невеликой важности. Но если приглядеться внимательней… Ставрополье – признанный лидер в России по шефству над армейскими и флотскими частями и подразделениями.

На слуху и Северный флот, и пограничный корабль «Ставрополь»...

Но впервые в истории края шефом боевой флотской единицы стало отдельно взятое предприятие.

Как все начиналось

А началось все с апрельского письма командира тральщика капитан-лейтенанта Вадима Смирнова генеральному директору ГУП «Ставрополькоммун-электро» Виктору Кульбицкому. Описал командир вещи неприятные для российского флота, но реальные: «В данный момент корабль находится на текущем ремонте… Средства, выделенные на проведение ремонта, достаточны только на восстановление корпуса корабля и ремонт электромеханических средств… В результате… все работы по восстановлению корабельных жилых и служебных помещений ложатся на плечи личного состава…».

Командир обратился с просьбой о шефстве, читай - об оказании помощи.

На «разведку» генеральный директор отправил инженера по гражданской обороне капитана первого ранга в запасе Владимира Огниенко, закончившего почти тридцатилетнюю флотскую службу в чине начальника химической защиты подводной лодки Северного флота. Лучшей кандидатуры и найти было сложно – потомственный моряк все видел и понимал без слов.

SOS «Лейтенанта Ильина»

То, что опытным глазом увидел Владимир Афанасьевич, приехавший в Туапсе на судоремонтный завод, описать сложно. За 23 года службы многое на корабле сгнило. Тральщик – судно особое. Его назначение – обнаруживать и уничтожать мины, обеспечивать проводку судов. То есть работает он, как сапер. Чтобы самому на мины не напороться, на 90 процентов корабль – деревянный, остальное – медь и алюминий. Ладно, поломки - дело житейское. Поправимо. Но когда корабль поставили на ремонт, о нем как бы забыли. То оборудование, которое работало, сняли на другие базовые тральщики. Из 23 миллионов, необходимых для ремонта «Лейтенанта Ильина», выделено всего … восемь. Плюс к этому – почти откровенная недокормица. Два месяца на корабль не привозили продовольствия в полном объеме.

- Представьте молодых парнишек, - рассказывает В. Огниенко, - которым от 18 до 23 лет. Утром они получают только чай с парой кусков хлеба, на обед прозрачный суп с плавающими макаронами, на второе - те же макароны без ничего. Ужин - повторение завтрака.

Когда эти факты попали в прессу, разразился скандал. В. Огниенко попросили даже дать опровержение. Не согласился...

На тральщике вместо 39 человек службу несут всего 22. Вместо пяти офицеров – два, командир корабля В. Смирнов и его помощник. Не хватает мичманов. И трудно винить молодых матросов, которые, видя такое отношение к кораблю и флоту, не всегда адекватно относятся к таким понятиям, как патриотизм, гордость, героизм…

Приходят на помощь

Уже в середине мая «Договор об установлении шефских связей и сотрудничества между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и базовым тральщиком «Лейтенант Ильин» был подписан.

За полгода представители предприятия побывали на тральщике семь раз. Везли продовольствие, спортинвентарь, постельные принадлежности, начиная от полотенец и заканчивая шерстяными одеялами. Подарили компьютер, ксерокс и даже… пожарный инвентарь. Всего этого морякам-черноморцам просто не хватало.

И тогда пришло еще одно письмо от командира тральщика. На имя губернатора. В котором Вадим Смирнов благодарил руководство Ставрополя, жителей края и «Ставрополькоммун-электро» за внимание к флоту российскому и, в частности, к «Лейтенанту Ильину».

В ноябре «Лейтенант Ильин» должен выйти из ремонта. По мнению В. Огниенко, это не реально. Не закончена работа с главными двигателями. Нет пока дизель-генератора и много другого, без чего боевой корабль и его команда не выйдут в море.

Каждому приезду ставропольчан здесь рады. И не только потому, что они привозят подарки. Это как весточка от родных, которым не безразлична судьба небольшого тральщика. Кстати, в его команде есть и наш земляк – Сергей Исаков из Новоселицкого района. А мечтают здесь о том, чтобы весь экипаж состоял из ставропольских призывников. Реально? Вполне.

День рождения – светлый праздник

Хорошо, когда хорошие даты совпадают. 23 октября исполнилось 23 года «Лейтенанту Ильину». Всего на четыре года старше сам капитан – его день рождения 31 октября. А 30-го российскому флоту исполнилось 308 лет. Какой из этих праздников главнее?

Но расскажем мы о главном имениннике. БТ-40 был спущен на воду в Ленинграде. Водоизмещение – 450-520 тонн. На вооружении – две универсальные артустановки. Дальность плавания – до 1500 миль. Автономность - до 15 суток. На Черное море пришел через Волго-Донской канал. С 1989-го по 1990 год принимал участие в испытании нового вооружения. В 1991-1992 и в 1997 годах - в боевом тралении Керченского пролива. В 1999-м – в охране района высадки десанта миротворческих сил.

Были у сегодняшнего «Лейтенанта Ильина» и два тезки. 12 июля 1886 года сошел на воду минный крейсер «Лейтенант Ильин». 16 ноября 1913 года на Путиловской верфи состоялась закладка эскадренного миноносца, который тоже был назван в честь Ильина.

Нынешний «Лейтенант Ильин» получил свое имя 15 октября 2000 года. Получилось это так. В июле того года в Лесном районе Тверской области, где родился лейтенант российского флота Ильин, прошли торжества по случаю победы русского флота в Чесменском сражении. Лесновчане выступили с инициативой о присвоении одному из кораблей ВМФ России имени Дмитрия Ильина. Инициатива была поддержана.

Ах какая судьба – удивительная судьба!

Кто же он, лейтенант Ильин, именем которого называли и называют корабли?

Просто поразительно, как несправедлива оказалась к нему судьба. Герой, сделавший, говоря современным языком, Чесменскую битву, был забыт почти на век… Впрочем, как писал Валентин Пикуль, которого весьма интересовала судьба Дмитрия Ильина, «это уже не ново, что история умеет прочно забывать. Но зато история умеет и вспоминать!»

В далеком 1738 году в Весьегонском уезде Тверской губернии в обедневшей дворянской семье родился будущий герой Чесменского сражения Дмитрий Сергеевич Ильин. На синих воротниках матросов российского флота издавна три белые полоски – в честь побед при Гангуте, Чесме и Синопе…

В июне 1770 года русская эскадра под командованием Алексея Орлова потопила флагман «Реал-Мустафу» и заперла флот турецкого султана в Чесменской бухте. Задумано было флот турецкий вконец разорить, «дабы самим стать в море господами». Действовать решили четырьмя брандерами. Судно это такое неказистое, от слова «огонь» называется, оно поджигается и пускается на корабли врага. Ильин был капитаном четвертого брандера. Когда первые три постигла неудача, 28-летний Ильин выбрал в гуще врага самый крупный и самый вооруженный корабль, подошел к нему вплотную, поджег его и увел команду на шлюпках. Пожар охватил вражеский корабль, потом второй, третий, четвертый... В одну ночь султан потерял весь свой флот. Турки насчитали одиннадцать тысяч убитых и раненых. Наши в этом сражении потеряли одиннадцать человек. Так русский флот заявил о себе всему миру как могучий владетель морей.

Екатерина II за этот подвиг велела наградить моряков годовым жалованием. И была выбита медаль, которой наградили всех участников Чесменской битвы. На одной ее стороне изображен погибающий турецкий флот, а на другой – одно только слово «БЫЛ». «Спору нет, и матросы, и офицеры эскадры Орлова, - писал Валентин Пикуль, - отважно сражались с врагом. Но главная роль в уничтожении турецкого флота все-таки принадлежала лейтенанту Ильину». Лейтенант был награжден орденом Святого Георгия. Его имя высечено на мраморе в Георгиевском зале Московского Кремля. Такой чести удостаивались лишь те, кто обессмертил себя во имя России.

А дальше Ильина погубили завистники. Вскоре он был уволен со службы, вернулся в свое маленькое родовое имение, где умер в бедности. Наградой за его подвиг стала надпись на надгробной плите: «Под камнемъ симъ положено тело капитана перваго ранга Дмитрия Сергеевича Ильина, который сжегъ турецкий флотъ при Чесме. Жилъ 65 летъ. Скончался в 1803».

Пароходы и человеки

Ильина вспомнили почти через сто лет. В 1886 году был спущен на воду минный крейсер «Лейтенант Ильин». А в 1893 году морской министр адмирал Чихачев пришел с докладом к императору Александру III, рассказал, в каком забвении находится могила героя Чесмы. Хоть и скуп был император, но пожаловал тысячу рублей собственных средств на памятник. Он был установлен на сельском погосте к 125-летию Чесменского сражения.

По горькой иронии судьбы памятник повторил историю самого героя. После революции он был разрушен. Только в конце восьмидесятых годов прошлого века газета Лесного района выступила на защиту памяти Ильина. Памятник был отреставрирован.

После присвоения тральщику БТ-40 имени лейтенанта Ильина завязались и шефские связи. Предыдущий капитан Александр Власов посетил Лесной район, было принято решение о прохождении срочной службы на тральщике призывников района. А потом все забылось.

Не постигнет ли такая судьба и нынешнюю инициативу? Этот вопрос я адресую генеральному директору ГУП «Ставрополькоммунэлектро» Виктору Кульбицкому.

- Нет, - отвечает он. – Наши люди прекрасно понимают, как важна моральная и материальная поддержка тех, кто выполняет свой воинский долг по защите государственных интересов России. Для нашего коллектива - это не дань моде, а следование старинной русской традиции покровительства над Военно-морским флотом. Иметь подшефный боевой корабль почетно и ко многому обязывает. А делается это с главной целью: пока существует флот – Россия будет в безопасности.