Как лопнувшая струна...
Девятнадцатая премьера «Слова», открывающая его двенадцатый сезон – «Жестокие игры» Алексея Арбузова. Молодые герои пьесы живут в неуютном, безжалостном мире, отнюдь не выдуманном автором. Здесь каждый воюет сам за себя, не догадываясь, что главный враг и есть разобщенность. Но привыкнуть к таким правилам игры, которые навязывают взрослые, Кай, Нелли, Терентий и Никита не хотят и не могут. Через ошибки и промахи они нащупывают свой путь, мучительно переживая предательства и страстно желая тепла. Это история о том, как четверо подростков выстояли, не потеряв ни себя, ни друг друга.
Каждая роль – настоящее испытание для молодых актеров, ровесников героев пьесы. Сыграть даже самого себя, какой ты есть, с надеждами и горестями, с мыслями и чувствами совсем не просто, если нужно зацепить каждого зрителя в зале за живое, за болезненное. Но сделать это осторожно, не добить серой безнадегой, а повести по найденной тропке к свету или хотя бы обозначить этот путь.
Выполняется эта сложная творческая задача с блеском, на все сто. Нет ощущения, что ты - в театре, да еще в театре самодеятельном. Сцена и зал в постоянном контакте. Вот они, герои, будто встали с соседних кресел. Разве так играют? Так рассказывают о себе, о том, что пережито. Так делятся сокровенным с близким другом.
За каждой ролью, даже эпизодической, вырисовывается целая судьба. Персонажи Вячеслава Ходуса, Елизаветы Пономаревой, Галины Крамаренко появляются в действии только однажды, но так ярко, что запоминаются сразу.
Что уж говорить об исполнителях главных ролей, буквально проживших судьбы своих героев от начала до финальных аплодисментов. Трогает доверчивая, непростительно наивная, заводная, безудержная Нелли Анны Куликовой, которая, как перекати-поле, блуждает в поисках счастья. Её оканье, озорной взгляд и неподдельные слёзы, зажигательный танец и проникновенная песня, написанная самой актрисой к постановке – всё работает на создание образа. Кай (Денис Цопорь) – меланхоличный, холодноватый, как его тезка из сказки, постепенно оживает, оттаивает на наших глазах, и его крик одиночества – как лопнувшая струна, которая на протяжении всего спектакля звенит в душе зрителя. У Романа Дудко, пожалуй, была самая трудная задача – его Никита должен был переродиться по ходу пьесы. И он совершенно правдиво заставил бесшабашного, ветреного эгоиста, хватающего никому не нужные «звезды с небе», задуматься, переосмыслить свои оказавшиеся ложными идеалы.
Очень точно вписались в атмосферу спектакля песни, написанные Дмитрием Цюрюпой. Словом, поработала вся команда. Но главный ее успех в том, что эти два часа огромный зал Дворца детского творчества жил и дышал как единое целое, молодой зритель – а сюда ходит в основном молодежь - смотрел спектакль, что называется, на одном дыхании. Хотя бы на один этот вечер для этих ребят актеры «Слова» победили разрозненность и одиночество.
От редакции: как нам стало известно, творческий коллектив театра-студии «Слово» под руководством засл. арт. РФ В. Гурьева в числе всего 14 из 160 молодежных театров страны приглашен к участию во Всероссийском фестивале «Русская драма», который пройдет в начале ноября в Москве.