«Летучие голландцы» село не спасут
Ситуация в разрезе продовольственной безопасности края, действительно, сложилась угрожающая. Парк сельхозмашин насчитывает лишь половину от необходимого. Более того, техника отработала свое на 70-80 процентов, и не сегодня-завтра пойдет на металлолом. Заменить же «ушедшее» нечем. Так что будущее ставропольского (впрочем, и в целом российского) села в этом плане невеселое.
Как эффективно использовать ограниченные бюджетные ресурсы, улучшить техническую оснащенность сельхозпроизводителей – ответы на эти и другие вопросы попытались найти участники «круглого стола», который на днях прошел в Госдуме СК по инициативе комитета по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию. Присутствовали депутаты краевой Думы, представители министерства сельского хозяйства СК, ремонтных, машиностроительных и сельскохозяйственных предприятий.
Как напомнил председатель комитета ГДСК Виталий Коваленко, за последние три года из федерального и краевого бюджетов на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства было выделено около 700 миллионов рублей, считай – капля в море.
Нынче особенно модно говорить об удвоении ВВП к 2010 году. Ставрополью, судя по цифрам, это вполне под силу. Но... По прогнозам первого заместителя министра сельского хозяйства СК Юрия Белого, объем валового сельскохозяйственного продукта по итогам этого года будет увеличен на 27 процентов. В среднем же край получает ежегодный прирост по этому показателю в восемь процентов. Это в два раза больше, чем в среднем по России. Вместе с тем в будущее аграрии смотрят с опаской. Как заметил Ю. Белый, сельхозпредприятия достигли того критического рубежа, когда сокращение машинно-тракторного парка может привести к окончательному краху в первую очередь слабых хозяйств. А по предварительным подсчетам специалистов, в этом году ожидается убыточность не менее 30 процентов сельхозпредприятий.
Для восстановления машинно-тракторного парка в сельхозпредприятия должно ежегодно поступать не менее 4,2 тыс. тракторов, около тысячи зерноуборочных комбайнов, до 12 тысяч единиц других сельскохозяйственных машин. Для того чтобы сохранить техоснащенность хотя бы на уровне 2002 года, нужно не менее четырех миллиардов рублей ежегодно. Самостоятельно «обновиться» могут единичные хозяйства.
Вся надежда на лизинг – приобретение техники в рассрочку. Но действующая российская программа селянам не подходит: удорожание машин за период выкупа (от трех до семи лет) составляет 30-40 процентов. Самым доступным на сегодня остается краевой лизинг: в течение пяти лет набегает лишь 12,6 процента «накрутки». Но возможности данной программы даже с учетом того, что выделение средств из краевого бюджета из года в год увеличивается, ограничены. Так, на этот год заявок на приобретение сельхозмашин поступило на 600 млн. руб. Но реально на эти цели может быть направлено почти в шесть раз меньше – 118,5 млн. руб.
При рассмотрении заявок предпочтение отдается той технике, которая выпускается на предприятиях края. В основном это почвообрабатывающие машины. Дорогостоящие же уборочные комбайны и трактора приходится покупать на стороне. В качестве одного из варианта решения проблемы генеральный директор ОАО «Ставропольремсельмаш» - фирма «Реста» Демосфен Зайцев предложил перейти на более активную модернизацию – восстановление изношенной техники на лизинговой основе. Предприятия края готовы заниматься такой работой, но опять-таки все упирается в финансы.
Машиностроители озабочены еще и тем, что выделяемые краем кредиты поступают «не тогда, когда нужно». Ведь предприятия отрасли работают сезонно – с ноября по июнь. Деньги же поступают в начале года. В результате руководители предприятий вынуждены брать кредиты в банках под 23 процента годовых. Вся эта денежная нагрузка, как заметил заместитель руководителя комитета по аграрным вопросам ГДСК, председатель КСП «Терновское» Труновского района Иван Богачев, первым делом ляжет на плечи аграриев, отразившись на конечной стоимости продукции.
Как рассказал заместитель начальника управления сельского хозяйства Буденновской тергосадминистрации Андрей Хлопянов, отказ тракторов в поле происходит в последнее время в три раза чаще. Сроки посевной и уборочной кампаний при таком невеселом раскладе увеличиваются минимум в два раза. Говорят: «Старый конь борозды не портит», а вот старый и железный - как раз наоборот. Низкая техническая обеспеченность приводит к плохой обработке почвы, что в конечном итоге сказывается на урожайности зерновых и других культур.
Одним из вариантов решения проблем технического обеспечения АПК в нынешних условиях являются машинно-тракторные станции. Из-за дороговизны новой техники создание МТС, «вооруженной» современной энергонасыщенной техникой, позволяет проводить все полевые работы в срок.
Ахиллесовой пятой ставропольского земледелия остается уборка зерновых. В прошлую уборку со стороны привлекли 1200 комбайнов. С собой они увезли около 140 тысяч тонн зерна. Мера эта вынужденная, но на сегодня, отметил Ю. Белый, экономически оправданная. Своими силами край вовремя хлеб не убрал бы, а значит, потерял бы гораздо больше.
Но и «варяги» - не панацея. По мнению заместителя председателя подкомитета по природопользованию ГДСК, главы ЗАО «Каменнобалковское» Благодарненского района Виктора Жиганова, «летучие голландцы», а также машинно-тракторные станции – это «дорога в никуда». Ведь начинается отток из хозяйств самых квалифицированных механизаторов, которые вынуждены искать работу на стороне, в том числе в тех же МТС. Это в лучшем случае. В худшем - вовсе остаются без работы и средств к существованию. Ведь, как правило, пришлые уборочные экипажи в качестве оплаты забирают с собой зерно, а это потенциальная натуроплата тружеников хозяйства, которые остаются не у дел. Больше других в подобных ситуациях страдают опять же слабые хозяйства, попадающие в зависимость к «летучим голландцам», а со временем и вовсе рискующие исчезнуть с экономической карты края. Не будет на селе механизатора, по праву считающегося «первым парнем на деревне», не будет и самого села. И никакая тогда новейшая сельхозтехника не спасет. Потому что работать-то на ней будет некому…