Битва за бюджет будет жаркой
Вчера состоялось заседание комитета по социальной политике, возглавляемого В. Лозовым, где в присутствии заместителя председателя ПСК Н. Пальцева, а также руководителей министерств здравоохранения, труда и соцзащиты, образования, культуры и ряда комитетов обсуждались основные характеристики и концепция консолидированного бюджета Ставропольского края на будущий год.
Основной докладчик - первый заместитель министра финансов края Л. Калинченко - проинформировала собравшихся, что в 2005 году доходная часть бюджета края претерпит значительные изменения (в сторону сокращения) в связи с вступлением в силу ряда изменений в налоговом и бюджетном законодательстве. Например, водный налог - а это более 700 млн. рублей - теперь будет засчитываться в федеральный бюджет. По оценкам управления МНС России по СК, доходная часть консолидированного бюджета на 2005 год по налоговым доходам составит 11 млрд. 686 млн. рублей, что на 1,18 процентного пункта ниже ожидаемых поступлений текущего года. И все это - на фоне существенного увеличения расходов, ведущих к дефициту бюджета. Л. Калинченко представила три варианта, если так можно сказать, развития событий при принятии консолидированного бюджета: дефицит в 2,23 млрд., в 2,45 млрд. и 3,82 млрд. рублей.
Именно нехваткой средств объясняется тот факт, что долгожданное повышение зарплаты бюджетникам на 20% произойдет не с 1 октября, как планировалось, а с начала следующего года. По третьему минфиновскому варианту увеличение расходов на эти цели достигнет 1,49 млрд. рублей. Причем сельские бюджетники получат 25-процентную надбавку к окладу и 5-процентную - на компенсацию стоимости затрат по ЖКХ.
Другая существенная статья увеличения расходов - 923 миллиона - приходится на субсидирование оплаты жилья и коммунальных услуг малоимущему населению. Предполагается, что число граждан, которые обратятся за этими субсидиями в 2005 году может возрасти на треть.
В связи с так называемой «монетизацией» льгот планируется ограничить каждого ветерана, пользующегося услугами общественного транспорта, 50-ю рублями. Что же касается ветеранов Великой Отечественной войны, то на приобретение им жилья и спецавтомобилей минтруда и соцзащиты попросило 37 млн. Однако к 60-летию Победы крупные траты якобы возьмет на себя федеральный бюджет, а запланированные в краевой казне 40 млн. «уйдут» на ремонт, подарки и т. д.
Обсуждая расходы по территориальной программе обязательного медицинского страхования (ОМС), депутаты и чиновники отметили «анархистские» настроения в ряде муниципальных образований. Например, депутаты Нефтекумского горсовета приняли решение не отчислять платежи по неработающему населению в ОМС, хотя обязаны это делать по закону за счет местного бюджета.
Заседание комитета ГДСК показало, что, несмотря на значительный рост расходов на социальную сферу (в основном это касается различного рода компенсаций и выплат), перед ней стоит множество проблем финансового характера, которые вряд ли будут решены в полном объеме в следующем году. В первую очередь это проблемы капитального ремонта объектов. Например, в Ставрополе, как заметил Н. Пальцев, это роддом и инфекционная больница. Низким остается уровень компьютеризации учреждений социальной сферы. На все требуются деньги, которых катастрофически не хватает.
Л. Калинченко, внимательно записывая предложения выступающих, лишь однажды позволила себе «подсказать» пути поиска доходов... для домов престарелых. Мол, 70% жильцов таких домов имеют родню, которая по тем или иным причинам «спровадила» стариков в стардом. Вот пусть и оплачивают полностью их пребывание, потому что закон обязывает государство беспокоиться лишь об одиноких. Впрочем, предложение минфина вряд ли решит проблему бюджета, но зато число одиноких старушек у помоек, конечно, может вырасти...