Все «Газели» надоели
Проблеме безопасности перевозок пассажиров посвящена наша беседа с главным государственным транспортным инспектором края и руководителем Ставропольского краевого отделения Российской транспортной инспекции Василием Ленковым.
- Василий Федорович, по статистике, за восемь месяцев в крае на каждые 10 тысяч транспортных средств зарегистрировано 27 ДТП. А на лицензированном транспорте - 8,5. Получается, он более безопасный?
- Конечно, но маршрутные такси - это особая категория лицензируемого транспорта. Когда старые транспортные предприятия развалились, просто не оставалось другого выхода, как перевозить пассажиров «маршрутками». В какой-то период это действительно помогло справиться с проблемами, но вскоре породило новые – пробки на дорогах и аварии. Например, если раньше в часы пик один «Икарус»-гармошка перевозил до 160 пассажиров, то сейчас для такого количества желающих уехать нужно более десяти «Газелей». Представьте, сколько они занимают места на проезжей части! Зачастую к остановке просто невозможно подъехать – все забито «маршрутками».
Я вижу один выход из создавшейся ситуации: в соответствии с нуждами населения городским властям необходимо постепенно восстанавливать общественный транспорт большой вместимости. А чтобы решить проблемы безопасности перевозок, - организовывать «маршруточников» в более крупные фирмы, «привязывая» частных предпринимателей к базовым предприятиям. Тогда будет легче контролировать их работу. Ведь одиночки не в состоянии обеспечить весь набор требований безопасности.
Администрация Ставрополя, к примеру, право работать людям дала, договоры составила, но за их исполнением не следит, в то время как главной причиной аварийности являются именно бесконтрольные частные перевозки. Чтобы навести порядок в этой сфере, нужно создать при администрациях городов службу линейного контроля. Статья 52 закона «О местном самоуправлении в РФ» такие полномочия предусматривает. Казалось бы, простой выход из ситуации, но…
- А входит ли в задачи транспортной инспекции защита потребителей транспортных услуг? Например, наши читатели часто жалуются на грубое поведение водителей маршрутных такси, а вот куда обращаться, не знают.
- Главная задача транспортной инспекции - следить за безопасностью. Но мы рассматриваем и частные обращения, касающиеся нарушений правил перевозки. Не всегда, конечно, виноваты только водители – бывают неправы и пассажиры, например, требуя остановки в за-прещенных для этого местах. На нерадивых владельцев лицензии составляем протоколы, а затем направляем их на рассмотрение в суд. Если нарушения не единожды повторяются, то приостанавливаем действия лицензии. Если по вине владельца лицензии происходит дорожно-транспортное происшествие – лишаем права работать вовсе.
- В соответствии с правилами перевозки, как должен вести себя «маршруточник»? Он может повышать голос на пассажира, например, сильно хлопнувшего дверью?
- Водитель обязан быть вежливым. В салоне машины не должна звучать музыка, висеть фотографии и какие-либо надписи. Только необходимое: информация о том, кто обслуживает, цена проезда и так далее. Кстати, следить за тем, чтобы эти правила перевозки выполнялись, входит в обязанность опять же городской администрации – второй стороны в договоре с перевозчиком.
- Василий Федорович, в материале «Сколько стоит «маршрутка» («СП», 21 сентября 2004 года) один из водителей рассказал о том, что некие лица, якобы связанные с транспортной инспекцией, занимаются незаконными поборами. Наше с вами совместное расследование показало, что собиратели «водительских» денег действительно существуют. Прокомментируйте ситуацию.
- В первую очередь хочу заявить - транспортная инспекция никогда не собирала и не будет собирать никаких денег. Не первый раз мы получаем информацию о «поборах». По этим фактам проводится служебное расследование. Оно еще не закончено, но уже установлено, что поборами занимаются не наши сотрудники, а некие люди, которые, используя наше имя для устрашения предпринимателей, вымогают деньги. Сейчас мы делаем все, чтобы эти люди понесли наказание. Но есть сложности: боязнь и нежелание водителей «светиться», чем и пользуются негодяи. «Маршруточники» готовы нам помогать, информируют, кто собирает деньги, на какой машине приезжает, но не желают взаимодействовать с правоохранительными органами. Думается, владельцам лицензий просто не надо быть простаками, нужно знать свои права. Транспортный инспектор может осуществлять проверку только в форменной одежде, представив служебное удостоверение, а также распоряжение, подписанное руководителем отделения или его заместителем и заверенное гербовой печатью. При работе на линии в дополнение к перечисленному должен быть маршрутный лист и нагрудный знак с личным номером. Если такового нет – это не работник транспортной инспекции, сообщайте о нем в правоохранительные органы и лично мне. Мой прямой телефон 94-58-94. И ни при каких обстоятельствах не давайте никому денег. Хватит стоять на коленях! Помните о своих гражданских правах и о законе, который их охраняет. Думаю, благодаря нашим совместным усилиям желающих заниматься незаконными поборами, используя имя транспортной инспекции, будет все меньше.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
