Все «Газели» надоели
Проблеме безопасности перевозок пассажиров посвящена наша беседа с главным государственным транспортным инспектором края и руководителем Ставропольского краевого отделения Российской транспортной инспекции Василием Ленковым.
- Василий Федорович, по статистике, за восемь месяцев в крае на каждые 10 тысяч транспортных средств зарегистрировано 27 ДТП. А на лицензированном транспорте - 8,5. Получается, он более безопасный?
- Конечно, но маршрутные такси - это особая категория лицензируемого транспорта. Когда старые транспортные предприятия развалились, просто не оставалось другого выхода, как перевозить пассажиров «маршрутками». В какой-то период это действительно помогло справиться с проблемами, но вскоре породило новые – пробки на дорогах и аварии. Например, если раньше в часы пик один «Икарус»-гармошка перевозил до 160 пассажиров, то сейчас для такого количества желающих уехать нужно более десяти «Газелей». Представьте, сколько они занимают места на проезжей части! Зачастую к остановке просто невозможно подъехать – все забито «маршрутками».
Я вижу один выход из создавшейся ситуации: в соответствии с нуждами населения городским властям необходимо постепенно восстанавливать общественный транспорт большой вместимости. А чтобы решить проблемы безопасности перевозок, - организовывать «маршруточников» в более крупные фирмы, «привязывая» частных предпринимателей к базовым предприятиям. Тогда будет легче контролировать их работу. Ведь одиночки не в состоянии обеспечить весь набор требований безопасности.
Администрация Ставрополя, к примеру, право работать людям дала, договоры составила, но за их исполнением не следит, в то время как главной причиной аварийности являются именно бесконтрольные частные перевозки. Чтобы навести порядок в этой сфере, нужно создать при администрациях городов службу линейного контроля. Статья 52 закона «О местном самоуправлении в РФ» такие полномочия предусматривает. Казалось бы, простой выход из ситуации, но…
- А входит ли в задачи транспортной инспекции защита потребителей транспортных услуг? Например, наши читатели часто жалуются на грубое поведение водителей маршрутных такси, а вот куда обращаться, не знают.
- Главная задача транспортной инспекции - следить за безопасностью. Но мы рассматриваем и частные обращения, касающиеся нарушений правил перевозки. Не всегда, конечно, виноваты только водители – бывают неправы и пассажиры, например, требуя остановки в за-прещенных для этого местах. На нерадивых владельцев лицензии составляем протоколы, а затем направляем их на рассмотрение в суд. Если нарушения не единожды повторяются, то приостанавливаем действия лицензии. Если по вине владельца лицензии происходит дорожно-транспортное происшествие – лишаем права работать вовсе.
- В соответствии с правилами перевозки, как должен вести себя «маршруточник»? Он может повышать голос на пассажира, например, сильно хлопнувшего дверью?
- Водитель обязан быть вежливым. В салоне машины не должна звучать музыка, висеть фотографии и какие-либо надписи. Только необходимое: информация о том, кто обслуживает, цена проезда и так далее. Кстати, следить за тем, чтобы эти правила перевозки выполнялись, входит в обязанность опять же городской администрации – второй стороны в договоре с перевозчиком.
- Василий Федорович, в материале «Сколько стоит «маршрутка» («СП», 21 сентября 2004 года) один из водителей рассказал о том, что некие лица, якобы связанные с транспортной инспекцией, занимаются незаконными поборами. Наше с вами совместное расследование показало, что собиратели «водительских» денег действительно существуют. Прокомментируйте ситуацию.
- В первую очередь хочу заявить - транспортная инспекция никогда не собирала и не будет собирать никаких денег. Не первый раз мы получаем информацию о «поборах». По этим фактам проводится служебное расследование. Оно еще не закончено, но уже установлено, что поборами занимаются не наши сотрудники, а некие люди, которые, используя наше имя для устрашения предпринимателей, вымогают деньги. Сейчас мы делаем все, чтобы эти люди понесли наказание. Но есть сложности: боязнь и нежелание водителей «светиться», чем и пользуются негодяи. «Маршруточники» готовы нам помогать, информируют, кто собирает деньги, на какой машине приезжает, но не желают взаимодействовать с правоохранительными органами. Думается, владельцам лицензий просто не надо быть простаками, нужно знать свои права. Транспортный инспектор может осуществлять проверку только в форменной одежде, представив служебное удостоверение, а также распоряжение, подписанное руководителем отделения или его заместителем и заверенное гербовой печатью. При работе на линии в дополнение к перечисленному должен быть маршрутный лист и нагрудный знак с личным номером. Если такового нет – это не работник транспортной инспекции, сообщайте о нем в правоохранительные органы и лично мне. Мой прямой телефон 94-58-94. И ни при каких обстоятельствах не давайте никому денег. Хватит стоять на коленях! Помните о своих гражданских правах и о законе, который их охраняет. Думаю, благодаря нашим совместным усилиям желающих заниматься незаконными поборами, используя имя транспортной инспекции, будет все меньше.