Возвращение Викниксора
Викниксор в фильме прекрасно образован, как и подобает потомственному русскому интеллигенту, мудр, но, по словам Юрского, никогда не давит авторитетом и на равных разговаривает даже с самыми маленькими воспитанниками. И еще он не слишком обласкан чиновниками от образования (школа им. Достоевского была впоследствии ими закрыта). Одна из тем фильма поэтому – тема одинокого, упрямого борца, преданного своему педагогическому кредо и верящего в успех, несмотря ни на что.
Может быть, именно этих качеств опять требует жизнь от сегодняшних учителей. Бывая в школах края, и сельских, и городских, видишь, каких трудов стоит педколлективам просто поддерживать внешний порядок, чтобы в дожди и снег не текла школьная крыша, чтобы на большой перемене детям можно было предложить хотя бы по стакану чая с булочкой, а в физкабинете имелось все необходимое для учебных опытов.
Трудно, на мой взгляд, и учителям-новаторам. Как ни ругают многие сейчас годы перестройки, но для педагогики они были благотворны. На Ставрополье тогда, как и по всей России, открывались учебные заведения нового типа – гимназии, колледжи, лицеи, и то была не спущенная сверху модернизация, а искреннее желание думающих учителей учить по-новому, растить столь же незашоренно думающих учеников.
К сожалению, сейчас экспериментальная работа в школах опять так забюрократизирована, требует стольких согласований, разрешений, сановных подписей… Говорят: это оттого, что на нее выделяют деньги. Сдается, что дело еще и в другом – самостоятельность учителя, директора школы опять выходит из моды. В моде вновь – удобство проверяющего чиновника: ему вообще лучше всего жилось, когда на все учебные заведения была одна программа и один и тот же комплект учебников по предмету.
Но в школах по-прежнему достаточно любящих свое дело людей. Со многими из них посчастливилось быть знакомой, рассказывать на страницах газеты.
На августовском совещании в Курском районе вновь с удовольствием пообщалась с директором СШ хутора Зайцев Галиной Жулиной, вспомнила свой приезд в маленькую сельскую школку, где тепло и уютно, как в родном доме, и откуда дети свободно поступают в столичные вузы… Недавно познакомилась со Светланой Порох, преподавателем географии и экологии СШ № 4 Ставрополя – занимаясь историей краевого центра, она со школьниками весь город, включая подземные ходы, облазила, все архивы перевернула. Перезваниваюсь с Татьяной Крутченко из гимназии № 10 «ЛИК» Невинномысска – вот уж кто любит и учеников, и свои информационные технологии!
А с учителем математики Андреем Жуковым недавно увиделась случайно в маршрутке и с огорчением узнала, что он из ставропольской школы № 31 ушел в какую-то фирму. Очень жаль: те, кто на городском конкурсе «Учитель года» присутствовал на его уроках, видели, что, кроме математики, в них была и психология, и философия… Но упрекнуть Андрея Николаевича ни в чем не могу – понимаю, что семейному мужчине детей своих содержать надо.
Есть еще одна тема, о которой нельзя, думается, умолчать сегодня. Свою человеческую и профессиональную состоятельность российские учителя подтвердили в Беслане. Трагически подтвердили, не дай Бог никому больше. Учеников собой заслоняли, в нечеловеческих условиях находили силы, чтобы их поддерживать, до конца оставались людьми. Более двадцати педагогов погибли там. Поклонимся им за этот подвиг – и мертвым, и живым…