00:00, 5 октября 2004 года

Угроза? Нет, предупреждение!

Как известно, 5 августа 2004 года Государственной Думой РФ принят так называемый «большой закон», скандально нашумевшие статьи которого вносят изменения и дополнения в 152 и полностью отменяют 23 законодательных акта, из которых почти половина касается прав и интересов работников системы образования и субъектов образовательной деятельности.

Можно выделить три блока вопросов, к которым в документе, несмотря на июньскую акцию протестов профсоюзов, федеральный центр остался глух.

Первый касается разграничения полномочий между органами власти всех уровней в области образования.

В рамках этих разграничений федеральные органы исполнительной и законодательной власти оставляют за собой ответственность только за государственные учреждения федерального значения. Что же касается остальных (в том числе и ставропольских) школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, то им предстоит жить по законам региональной и местной власти.

Следовательно, в скором времени нас ожидает совсем иной порядок оплаты труда, при котором органы власти субъектов РФ, местного самоуправления самостоятельно определят размеры и условия заработной платы своих работников. Не только в разных регионах России, но даже на территории Ставропольского края за один и тот же труд учителя будут получать различную заработную плату. Кто-то будет иметь доплаты, а кто-то нет. Все - в зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований.

При этом восемьдесят процентов регионов России считаются дотационными. Наш край, к огромному сожалению, также.

Неясно, будет ли выделено достаточно средств из фонда финансовой поддержки РФ, чтобы как-то сравнять заработную плату учителя Ставрополья с заработной платой учителя хотя бы у наших соседей - Краснодара, Ростова. Федеральное законодательство не обязывает субъекты достигать в регионах предельных размеров оплаты, установленной для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений. Поэтому для ставропольцев ожидаемое двадцатипроцентное повышение заработной платы под большим вопросом.

Единственной государственной гарантией по оплате труда работников образования, независимо от квалификации теперь является минимальный размер оплаты труда. Стоит напомнить, что это всего-навсего, 600 рублей.

Второй блок изменений касается вопросов правового положения образовательных учреждений.

Педагогическое сообщество неоднократно возражало против замены понятия «учреждение» на понятие «организация», отчетливо осознавая, что смена организационно-правовых форм приведет к реорганизации, коммерциализации и приватизации образования. Но правительство РФ и здесь решило сбросить с себя ответственность и передать решение этих вопросов соответствующим органам власти по подчиненности. Но кто даст гарантии всем нам, гражданам так называемого социального государства, что на месте школы, детского сада не появится очередной развлекательный центр или другое предприятие, приносящее прибыль?

Если раньше на всех уровнях говорили о том, что школа должна научиться жить в новых экономических условиях, и буквально заставляли зарабатывать деньги, то теперь финансово-хозяйственная самостоятельность становится невыгодной и убыточной. Так, деньги от аренды утратили признаки льготного налогообложения, а доходы от дополнительной деятельности образовательного учреждения не могут быть использованы на повышение уровня оплаты труда работников. Что же касается платной образовательной деятельности, то она фактически отнесена к предпринимательской, что влечет за собой непомерные для образовательного учреждения налоги.

Третий блок относится к социальному статусу работников и обучающихся.

Вместо привычных понятий «соцпомощи», «соцзащиты», «социальных гарантий и льгот» нам навязывают понятие «соцподдержка». Игра слов означает, что наша социальная защищенность также будет зависеть от финансового положения региона. Найдет ли наш край деньги, чтобы помочь сельскому учителю сохранить 25-процентную надбавку к зарплате и оплатить жилищно-коммунальные услуги по льготному тарифу?

Что касается денег на методическую литературу, то и здесь никаких гарантий. Где-то выделят 100 рублей, где-то 50, может, и 20...

К сожалению, изменения за-трагивают не только педагогов, но и учащихся: отменяются льготы на питание и проезд.

Все вышесказанное - далеко не полный перечень вопросов, на которые нет ответов.

Как известно, 10 июня 2004 г. прошел первый этап Всероссийских коллективных действий профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, в ходе которого советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы правительству РФ были выдвинуты следующие требования:

- осуществить индексацию заработной платы во втором полугодии 2004 г. не менее чем в 1,5 раза;

- предусмотреть финансирование расходов на повышение заработной платы в 2005 г. не менее чем в 2 раза;

- сохранить гарантии установления повышенных на 25% ставок и окладов, а также льгот специалистам, работающим в сельской местности, и другие.

Но, видно, федеральный центр не захотел слушать требования миллионов, протестующих по всей стране. Правительство и заинтересованные федеральные министерства в установленный законодательством срок не сообщили ассоциации своего решения в отношении выдвинутых требований. Поэтому Ассоциация вступила в коллективный трудовой спор на федеральном уровне. Была создана примирительная комиссия, но правительственная сторона уклонилась от участия в ее работе, не признав правительство РФ стороной коллективного трудового спора, отказавшись от участия в примирительных процедурах.

Правительство РФ вынуждает профсоюзы прибегнуть к крайней мере - всероссийской забастовке, которая объявлена с 20 октября 2004 г. со времени начала работы в учреждениях образования продолжительностью до 5 дней.

Мы хотим консолидировать, а не раскалывать общество, бороться с бедностью учителей, врачей, культработников и участвовать в объединении страны, уважающей интеллигенцию, свою культуру.

Требуя увеличения зарплаты, мы помогаем краевой власти, ибо добиваемся оказания помощи из федерального бюджета.

И еще раз хотим напомнить народным избранникам, депутатам всех уровней, что их обещания поддерживать образование должны когда-нибудь выполняться.

* * *

В канун Дня учителя состоялась встреча заместителя председателя ПСК А. Золотухиной с активом студенческих педагогических отрядов, на котором были подведены итоги их работы этим летом. Так, по данным краевого управления студенческих отрядов, на территории Ставрополья и Краснодарского края работали 38 педотрядов или 700 человек, организовывавших отдых детей в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях. Лучших вожатых и командиров педотрядов наградили почетными грамотами и ценными призами.

* * *

Андрей Лещенко, учитель технологии и черчения Ставропольской средней школы № 6, в этом году представлял краевой центр на конкурсе «Учитель года Ставрополья-2004», вышел в финал. Сейчас продолжает работать в своей школе, его ученики показывают высокие знания по предметам, которые преподает любимый учитель.

Л. МАНАЕВА