00:00, 1 октября 2004 года

Третий возраст: пора жить!

В нашем общественном сознании прочно укрепилось представление о том, что пенсионер есть тождество пожилого человека. Ну а на самом деле, когда же мы переступаем тот самый порог «третьего возраста»? Что, например, об этом думает современная наука? Мы побеседовали с заведующей кафедрой социологии и социальной работы Северо-Кавказского социального института, кандидатом педагогических наук, доцентом Татьяной МАСЛОВОЙ.

- Татьяна Федоровна, как-то принято считать, что вышел на пенсию – значит, стал пожилым. А вот с точки зрения науки, что определяет наш переход в категорию пожилых людей: биологический возраст, психологическое внутреннее самоощущение или же что-то еще?

- Наука рассматривает личность в комплексе. Недавно я была на международной конференции, где выступал исследователь, занимающийся в том числе и проблемами возраста. Я задала ему вопрос: правильно ли, когда врач нам говорит: «Для вашего возраста это нормально»? Например, давление, или пульс, или еще какое-то состояние организма. Ответ был: «Это в корне неправильно!». То есть у человека есть свой индивидуальный возраст, свой потолок развития. И сейчас наука работает над тем, чтобы научиться его определять.

- В вашем институте не только читаются дисциплины, касающиеся вопросов геронтологии, но вы проводите и исследовательскую работу. Расскажите подробнее: что вам удалось узнать о наших пожилых и какие проблемы они испытывают?

- Да, в прошлом году совместно с управлением социальной защиты и работы с населением Ставрополя проводилось социологическое исследование уровня жизни пожилых людей в краевом центре. Кроме этого вместе с Центром социального обслуживания населения Ставрополя мы изучали проблему одиночества этой возрастной категории.

Как известно, одна из мировых тенденций - это неуклонный, довольно быстрый процесс старения населения. И именно эту картину мы наблюдаем, в частности, в Ставрополе. Здесь проживают 66,5 тысячи пожилых, что составляет 19 процентов от общего числа населения. Женщин намного больше, чем мужчин, - почти 45 тысяч, а мужчин около 22 тысяч. Ожидается, что увеличение доли пожилых людей в структуре населения к 2016 году достигнет примерно 25 процентов.

Мы провели анкетирование и выяснили, что в настоящее время общие проблемы пожилых касаются сохранения здоровья, питания, жилья и социального благосостояния. Главная же проблема многих пенсионеров - переход от активной жизненной позиции к бездействию.

- Хотелось бы остановиться на активной жизненной позиции. Довольно часто от людей преклонного возраста можно услышать: мне ничего уже не надо. А между тем именно старшее поколение - самый активный электорат на выборах и митингах. Как это объяснить?

- Здесь сказывается и старая закалка, и реакция на посулы, у кого-то срабатывает ответственность, возможность выразить себя. Но главным образом так человек подтверждает свою значимость. Кроме того, «выход в люди» - это и способ уйти от одиночества. А как показал анализ, эта проблема является довольно серьезной.

- Татьяна Федоровна, причин одиночества, конечно, может быть много...

- ...Одна из которых - изоляция старых людей – вынужденное затворничество из-за физической немощи. Почти треть одиноких стариков испытывают затруднения при решении самых простых гигиенических и бытовых вопросов. Такие люди должны быть и являются сейчас основным объектом социальной работы.

Но мы видим на примере зарубежных стран, что пожилые - еще очень социально активная часть общества. А у нас они пока принимают чуть ли не как свой единственный неизбежный удел прополку грядок и пестование внуков. Мы в Ставрополе готовим социальных работников, которые могли бы помочь пожилым людям реализовать свои потребности. Но, к сожалению, у нас пока, в отличие от многих других стран, нет соответствующей инфраструктуры.

Мы еще только в начале этого пути. Но со стороны государства, например, органами управления системы соцзащиты Ставрополя во взаимодействии с нашим вузом уже делаются попытки не просто вручить неимущему старику гуманитарную помощь, но и провести всестороннее исследование проблем пожилых, чтобы выработать затем эффективную стратегию.