Провинция – духовная целина или живой источник?
- Алла Федоровна, наши читатели, тысячи жителей Ставрополья знают вас не просто как высокопоставленного руководителя, но, что немаловажно, как тонко чувствующего человека, серьезно озабоченного именно духовной стороной жизни народа, своих земляков прежде всего. Год назад наша с вами беседа носила достаточно трудный характер, ибо речь шла более о проблемах, нежели о наших достижениях в этом направлении. Как вы считаете, изменилось ли к лучшему духовное здоровье российского общества? И какую роль играет в этом отечественная культура?
- Об этом приходится думать много и постоянно, жизнь к тому подталкивает. Мне кажется, что некоторые положительные тенденции тут наметились. Я их все более четко вижу, ощущаю. В культуре вообще всегда обязательно отражается состояние общества – здорово ли оно? Имею в виду культуру в самом широком смысле. Например, развитие образования – как фундамент культуры. Сегодня наши люди явно повернулись лицом к образованию, к пониманию его нужности. Иное дело, какими возможностями оно реализуется. Но то, что эта потребность в обществе осознана, меня как-то… вдохновляет. Получив определенное образование, пусть даже не самого высокого качества, человек способен шире видеть окружающий мир, осознавать в нем себя, корректировать свои духовные потребности. Знаете, я всегда с большой надеждой смотрю на молодежь. По-моему, сейчас идут очень серьезные процессы в духовном становлении молодых людей. Прошел период сумятицы в мозгах, в чувствах, когда навязанная нам деидеологизация многое порушила и в обществе, и в каждой душе, и в целом в здании нашей русской культуры. А сегодня, например, заметно появление у молодых того, что ранее называлось патриотизмом. Само слово Россия перестало быть просто словом.
- Эти маленькие росточки не будут ли задушены нашей сегодняшней жесткой, в чем-то даже беспощадной действительностью, как можно их поддержать и что тут должно делать государство?
- Многое могут и должны делать в этом направлении государственные структуры, прежде всего работники учреждений культуры, но не только они, а все, кто трудится в этой сфере, все, кто причисляет себя к культурному слою общества, несет в себе интеллектуальный и культурный потенциал, творческое начало. Это и педагоги, и ученые, и художники – все люди культуры, надо лишь дать им развернуться. Конечно, многое зависит от политической воли власти. В последние годы в её высших эшелонах ощущается понимание: необходимо заниматься культурой. Мы слышим из уст первого лица в государстве, что без культуры нет народа. Это обнадеживает.
- Но в обществе уже раздаются и такие голоса: произносить – мало! Нужно бы от деклараций переходить к делу. И мы с вами еще год назад говорили о некоем разъединении, если не противоречии центра и территорий. Провинция все-таки как-то защищает себя духовно…
- Да, эта данность продолжает присутствовать. Но ведь, с другой стороны, вспомним: провинция всегда была островком сохранения исконных основ самобытности народа. И неудивительно, что в провинции сберегли и продолжают беречь очень важные для духовного здоровья вещи. То, что идет из столицы, что мы видим по центральным каналам телевидения, по большому счету – не про нас. А то, что «про нас», что близко людям – это здесь, в провинции. Самое важное происходит здесь. Приведу пример. Мы сейчас готовим первый съезд филологов края. Сначала хотели собрать в основном учителей русского языка и литературы, потом поняли: это очень узко, сегодня нельзя ограничиваться общением только профессиональным. Мы значительно расширили постановочные задачи съезда и круг его участников. Здесь должны быть все творческие союзы – литераторы, художники, театральные деятели, журналисты, преподаватели-словесники, а также большая филологическая наука в лице ученых госуниверситета. Обсуждение проблем языка и литературы хочется повести шире, в связке с сегодняшней ситуацией в обществе вообще. Мы не должны при этом скатиться к очередному «плачу Ярославны» о том, как у нас все плохо… Это должен быть разговор «бойцов».
- Такая активно наступательная культурная акция…
- Совершенно верно! А еще привлекаем и детей, готовится телевизионный блицопрос на улицах об отношении граждан к языку… Посмотрим и оценим также и качество рекламы, занявшей такое большое место в жизни. Вот оно, то самое филологическое культурное пространство, которое нас окружает. И в которое нас «окунают»! Как противостоять чуждому и низкому? И что у нас есть для этого? А посмотрите на многообразие и богатство нашей театральной, музыкальной, художественной жизни, на работу наших библиотек и музеев, какие у них есть прекрасные, интересные программы.
- Алла Федоровна, тут, наверное, появляется реальная возможность осуществить то, о чем уже говорится ряд лет, – объединение усилий работников культуры разных направлений вокруг одной общей задачи. Это кое-где делается, например, краевой музей изобразительного искусства, открывая очередную выставку, приглашает не только художников, но и артистов, поэтов, музыкантов… И происходит действительно многогранная акция, люди уже не просто смотрят картины, но ощущают себя в кругу единомышленников.
- Да, это очень полезно и верно. У нас в крае эффективно заработал родительский всеобуч, организованный министерством образования, обществом «Знание», педагогами края. Идет живой разговор о том, как надо любить и воспитывать детей. Общественность выражает огромный интерес, задает много вопросов. В этом году постараемся пойти дальше: показать роль и возможности семьи в воспитании, ведь ребенок осознает себя сначала через семью. Вот почему мы вместе с детьми приглашаем, например, на школьный абонемент филармонии и родителей, предлагаем им вместе внимать высокому искусству. Это же можно делать и в театре драмы, где есть и соответствующий репертуар, обращенный к школьной аудитории. Там нужен и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь… Министерство образования края уже подготовило специальную программу, в соответствии с которой дети из районов будут на школьных автобусах – а с этим сейчас проблем нет! – приезжать на спектакли в театр или иные мероприятия, чтобы окунуться в настоящую культурную ауру. Для этих ребят готовятся День музеев, День театров, День музыки…
- Неплохо бы сделать эту связь двусторонней, чтобы и творческие коллективы из Ставрополя больше выезжали в районы, сегодня с этим проблемы. Как-то сами по себе ездят отдельные писатели, отдельные музыканты, отдельные художники, а цельного процесса не видно.
- Здесь правительство возлагает надежды на возрождающееся краевое общество «Знание», которому мы уже четвертый год оказываем поддержку. Эта организация помогает нам осуществить информационное обеспечение граждан по разным направлениям: итоги и тенденции развития экономики края, финансовая концепция консолидированного бюджета на будущий год, реформа местного самоуправления… Лекторы «Знания» успешно выполняют социальный заказ правительства края, помогая населению разобраться в актуальнейших вопросах быстро меняющейся жизни. Уже не только в краевом центре, но и в ряде районов созданы свои отделения. Могу сказать, что и сама, часто бывая в командировках, стараюсь всегда взять с собой кого-то из наших литераторов, и они с успехом выступают, например, в школах, а там их очень ждут. И эти встречи приносят радость. Словом, для построения культурного пространства нужны четкие организационные формы, которые надо поддерживать, создавать, развивать.
- И тут уже есть хорошие наработки и традиции, например, песенные фестивали, конкурсы…
- Да, это и «Музыкальная осень Ставрополья», и замечательный творческий конкурс «Солдатский конверт», и «Студенческая весна», и другие формы, которые уже утвердились и консолидируют немалую часть общества. Правительство углубляет работу и с творческими союзами. Сейчас вынашивается идея создания государственного учреждения министерства культуры «Литературный центр», который бы объединил обе писательские организации в проведении литературных мероприятий, юбилейных вечеров, презентаций книг. Планы интересные и, думаю, губернатор нас в этом поддержит. В проект бюджета следующего года заложено издание альманаха «Ставрополье», который станет трибуной и для самих литераторов, в том числе начинающей талантливой молодежи, и для критиков. Десять лет как не слышат земляки голос своих писателей, пора это менять. А иначе так и будем жить в окружении низкопробной макулатуры, ее так много, и этот мусор люди читают! Вот вам еще один показатель того, что произошло с нашим обществом. Читатель стал ленив, отчасти, наверное, из желания уйти от нагромождения проблем, но когда это уже становится основной доминантой в отношении к книге, к жизни, это ужасно. Мы не учим человека Читать. Расплодились всевозможные комиксы, и вся эта базарная литература формирует, увы, базарное общество. Качество писательского слова надо возвращать людям. В нашей ставропольской литературе есть имена, нам есть чем гордиться.
Определенные шаги уже сделаны. Так, издана История городов и сел Ставрополья. Выходим на финишную прямую в подготовке Энциклопедического словаря Ставропольского края – титанический труд огромного коллектива ученых, более 150 авторов. И все это, подчеркну, - государственный заказ. Вот-вот выйдет антология «Лермонтовский текст» - это та вершина, которую филологическая мысль сегодняшнего дня собрала, оформила, вложила свое. Вот вам те ростки, о которых мы говорили: люди просто не могут не создавать, не могут не думать, не творить! И наша цель – поддержать их. И использовать то огромное духовное богатство, которое у нас есть и которое мы только-только начинаем осваивать. Например, праздники у памятников Пушкину и Лермонтову, чьи имена так тесно связаны с Кавказом: это и общение с большой поэзией, и формирование исторической памяти. Еще один росточек, пример инициативы собственной: Виктор Кравченко, сотрудник Ставропольского краеведческого музея, подготовил и издал исследование «Лермонтов в Ставрополе», сейчас книга пойдет в школы и библиотеки. Это наше счастье, что есть такие люди, что нам есть кого поддерживать!
Кстати, в будущем году краеведческий музей имени Прозрителева и Праве отметит столетие, предстоит много сделать для укрепления его материально-технической базы. Потихоньку оживает и начинает дышать – иначе не скажешь – много лет закрытый домик-музей Смирнова, связанный и с именем Коста Хетагурова. Обязательно его восстановим, и он будет яркой точкой, задействованной в работе всего культурного поля Ставрополья. С большим кругом природоведов, географов, историков и работников культуры разработан и получил высочайшую оценку столичных специалистов проект создания природного музея-заповедника «Верхнеегорлыкский» - Татарское городище, Недреманная, Стрижамент… Опять же хочется подчеркнуть и высокий уровень наших ученых, которые все это изучали и за это бились. При этом появляется реальная возможность краеведческому музею выйти за рамки своих стен, делать то, что уже делают музеи в новом, ХХl веке: сбережение природных ландшафтов как элементов культуры данной территории. Замечу, это вовсе не значит, что завтра мы там заборы поставим и никого не пустим.
- Хотя у нас порой нелишне поставить и те самые заборы, чтобы что-то по-настоящему сберечь…
- Здесь имеется в виду, что законодательно четко обозначенная защищенность территории не даст возможности ее беспорядочного, бездумного, варварского использования. Например, открывать где вздумается карьеры, после чего идут страшные оползни, как на Недреманной. А там природа первозданная, нетронутая, которую надо во что бы то ни стало сберечь, и станица Темнолесская, и остатки старинного редута… Это действительно новый шаг в познании мира и себя в этом мире.
- Сюда примыкает и задумка музейщиков о создании целой экскурсионной оси – от Кавминвод к Андроповскому району, затем в Красногвардейский, на родину Горбачева, и оттуда – в Ставрополь с его памятными местами…
- Вот это и есть культурное наше пространство, которое надо осваивать и осваивать.
- Если к нам едут из далекого Китая бизнесмены на разведку перспектив туристического бизнеса, то уж нам-то и сам Бог велел осваивать свое культурное поле.
- А новые приметы в духовной жизни стали возможны прежде всего потому, что наши творческие люди, интеллектуалы, не сидят на месте, не могут молчать, предлагают много интересного и полезного.
- Им ведь от власти не только непременно деньги нужны, а часто – моральная поддержка, совместное выстраивание верных ориентиров, это же тоже много значит.
- Конечно! Недавно прочла у современного философа, президента клуба «Свободное слово» В. Толстых удивительно точное определение сегодняшнего состояния общества: культурная недостаточность государственности. Так обозначает ученый тот крен, который, к сожалению, становится все более опасным, но наконец-то начинает осознаваться и, хочется надеяться, будет преодолен. Мы видим, как реформы вошли в противоречия, возможно, даже непримиримые, с архетипами российской культуры и, по сути дела, отвергнуты именно на уровне культуры. Общество отторгает те элементы западной культуры, которые не совпадают с нашими ценностями. А как замечательно писал другой наш философ, год назад ушедший, Александр Панарин: «Русский человек – странник, который замерз в великой Евразийской степи. Отсюда – теплота русской культуры, как особое ее качество, обеспечивающее выживание народа… Чтобы победить эту холодную страну, требуется по-настоящему теплый социокультурный климат… Теплота человеческих встреч, теплота общины позволяла отогреваться человеку. Наши либералы, отстаивающие строительство общества на началах партнерства, а не участия, вольно или невольно делают нашу страну холодной и трудной для выживания». Наш народ века жил на этой территории, ставшей постепенно Россией, сформирован особый архетип человека, пройден свой уникальный исторический путь. Что-то мы и растеряли по дороге, а надо бы найти и вспомнить! Например, немногие знают, что именно на территории нашего края, нынешнего Красногвардейского района, 230 лет назад проходила первая битва Платова – тогда еще не атамана, тысяча казаков сдержала 25 тысяч турок! Наши историки подвигают нас к возвращению этой памяти, к тому, что мы должны гордиться и степью с курганами, и Егорлыкским редутом…
- И в год 60-летия Победы можно многое для этого сделать, в хорошем смысле используя эту святую для народа тему в деле воспитания патриотизма. На фоне идущих сейчас недобросовестных попыток пересмотра роли нашей страны в годы Второй мировой войны мы на своем уровне можем этому опять же противостоять.
- Да, мы говорим людям правду о войне и поддерживаем тех, кто эту великую правду отстаивает. И уже начали большую программу подготовки к дате, предусматривающую целый комплекс мероприятий по всем направлениям, от квартир и машин ветеранам до издания книг наших писателей о войне. Разумеется, финансовые возможности нас сдерживают, но будем изыскивать средства. Иначе так и будем смотреть по Центральному телевидению абсолютно извращенные передачи, подобные той, что поведала о нашей героине Зое Космодемьянской холодным, равнодушным тоном. А дети же слушают этот бред! Ну я своему сыну объясню правду, а остальные как?
- Алла Федоровна, сегодня у нас много и на всех уровнях говорится о безопасности в ее буквальном смысле – безопасности жизни человека и безопасности существования общества. А ведь основная составляющая нашей безопасности, на мой взгляд, и заключается в нашем общем духовном состоянии, многое зависит от того, как общество защищается изнутри.
- Разумеется, защищаться надо. Недаром писатели сейчас подняли вопрос о том, что нужен российский закон о творческих союзах, о статусе творческого человека, ибо это человек государственный, работающий на государство. Как и закон о защите русского языка, чтобы в нашу жизнь вернулась нормальная человеческая речь, прежде всего это касается опять же телевидения и других СМИ. Должна быть ответственность за слово, которое ты несешь в массы. Защищаться надо и самим репертуаром наших спектаклей или концертов. И главное – чтобы зритель шел! А то ведь сейчас как? На Верку Сердючку народ бегом, на Борю Моисеева – аншлаги… Противостоять этому и должна сама культурная аура общества, способная охватывать в первую очередь детей, подростков, молодежь. Не хотелось бы противопоставлять одно другому, наверное, есть спрос на разные жанры. Да и человек должен все увидеть, и сама его душа потянется к тому, что ей ближе и понятнее. Пусть будет эстрада – но хорошая. А существует и большое серьезное искусство, к восприятию которого следует готовить. Культурная жизнь в крае, конечно же, идет, и идет она благодаря людям творческим, которым есть что сказать. Вот этот интеллектуальный, творческий потенциал и есть наш стратегический запас!