Не все то живопись, что блестит...
В течение трех недель экспозиция ставропольских художников, расположившаяся в Пушкинской галерее, заставляла жителей и многочисленных гостей Железноводска замирать в восхищении, хмуриться, улыбаться, спорить. Разные стили и направления, новые ракурсы цвета, колорита, композиции… Представленные на суд зрителей работы не могли вызвать только одного чувства - равнодушия. Всего было выставлено около трехсот работ шестидесяти авторов – живопись, графика, эмаль, скульптурные композиции.
…Идея передвижных выставок родилась в Российской академии художеств шесть лет назад, после того как президентом РАХ - стал Зураб Церетели - человек, так и не понятый эстетами. Но не потерявший горячего желания украсить своими произведениями российские и даже американские мегаполисы и, со свойственной ему широтой души, готовый поддержать настоящие дарования.
На открытии выставки вице-президент РАХ, народный художник России Эдуард Дробицкий очень лаконично сформулировал, почему академическая художественная элита решила искать таланты в российской глубинке:
- Искусство рождается в провинции, а вырождается в столице. Подобное мероприятие важно для всех художников России, поскольку рыночные отношения привели к тому, что вся культура находится в загоне и денег на нее не выделяется.
Вопрос финансирования «передвижек» РАХ решил в духе нового времени. Четко понимая, что на этот проект федеральный центр денег не даст, Российская академия художеств напрямую обращается к полпредам округов и губернаторам, которые и изыскивают средства на проведение зональных выставок. РАХ берет на себя устройство итоговой выставки и награждение.
Надо сказать, что выставка в Железноводске была организована при поддержке губернатора и правительства края, администраций Кавминвод и Железноводска, краевого Союза художников России. И на итоговой выставке в Москве награды наверняка получат не только художники – губернаторов, мэров и других чиновников Академия отметит медалью под названием «Достойному». Эта медаль была выпущена 250 лет назад еще императорской Российской академией художеств, которую курировала Екатерина Вторая. Лучшие художники будут награждены золотыми и серебряными медалями, а самые талантливые - приняты в члены Академии. Кстати, эта высокая честь недоступна некоторым весьма «раскрученным» живописцам – например, небезызвестному Никосу Сафронову:
- Он уже два раза баллотировался, – поделился Э. Дробицкий, - и просят за него высокие люди. Но пока мы живы, в академики он не попадет…
За последние годы в России прошли уже четыре академические передвижные выставки: в Сибири, на Урале, в Поволжье и Центральной России. Теперь свое творчество показывают художники Юга России. Отобранные в Железноводске 20 работ поедут сначала в Ингушетию, затем на зональную выставку в Краснодар. Конечным этапом станет выставка в Москве, в Российской академии художеств.
Особо на железноводской выставке были отмечены работы целой семьи эмальеров: члена-корреспондента РАХ Николая Вдовкина, Валентины и Анастасии Вдовкиных. Как подчеркнул Э. Дробицкий, Н. Вдовкин уже вошел в историю не только российского, но и мирового искусства. Эмали Анастасии Вдовкиной тоже получили мировое признание - ее работа «Триптих» демонстрировалась на выставке в Будапеште и получила там Гран-при.
Эмали семьи Вдовкиных поедут сразу в Москву, где сначала будут выставлены в Политехническом музее, а затем присоединятся к итоговой выставке в РАХ.
В числе живописцев, чьи работы были признаны лучшими – ставропольские художники С. Паршин и Л. Алмосов, кисловодчанин Е. Горин. И тут, надо сказать, мнение комиссии совпало с мнением зрителей – у работ этих мастеров все время стояли люди. И не просто любовались – эти картины заставляют думать и чувствовать.
Светлое, трепетное ощущение рождает в душе картина С. Паршина «Источник». Из золотистой полупрозрачности красок проступает светлая фигура, стоящая на коленях и бережно держащая в ладонях воду из источника… Жизни? Мудрости? Знания? Или просто в знойный полдень утолит жажду юноши прохладная вода? Каждый видит по-своему…
Мне, например, эта картина показалась символом художника, творца, черпающего вдохновение из окружающего мира, из самой сути мироздания…