00:00, 29 сентября 2004 года

Катализатор борьбы за права

Те, кто стоит у руля региональной прессы, имели возможность пообщаться с руководителями федеральных ведомств. Первым со СМИ встретился В. Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии. Обсуждалась тема «Новый курс президента: причины и прогнозы». Дискуссия проходила на равных: московский политолог «сверял часы» с редакторами региональных СМИ, которые выступали также в качестве экспертов. В. Хомяков оценивает нововведения президента как кадровую революцию перед началом масштабного проекта. Во многих регионах, на его взгляд, происходит «заболачивание элит», что тормозит модернизацию страны. «Откат от демократии» в этом случае политолог считает оправданным, тем более что демократия «у нас еще не состоялась». Региональные коллеги политолога по дискуссии не оспаривали его доводы, но делали довольно пессимистические прогнозы развития событий в регионах. Так, слышались предположения, что мэр тоже станет назначаемым лицом, что цена губернаторского кресла возрастет. Однако все без исключения отметили, что личную ответственность за неудачи на местах будет нести президент.

Обсуждалась также роль СМИ в модернизации России. Было высказано мнение, что «у государства нет политики в отношении прессы», что порождает неустойчивое положение СМИ по отношению к власти. На прямой вопрос: «Нужны ли СМИ государству?», политолог заявил, что «модернизация сверху себя исчерпает», поэтому нужен диалог между гражданским обществом и государством.

Главные редакторы ведущих региональных печатных СМИ России обсудили вместе с  членом Центральной избирательной комиссии С. Большаковым некоторые положения избирательного законодательства и проблемы его применения на региональных площадках. В частности, были подвержены сомнению некоторые положения закона о выборах, ограничивающие действие средств массовой информации. К таковым была отнесена детализация понятия «агитация», отсутствие положений, регулирующих действие сетевых СМИ, а также отсутствие определения понятия «информирование». Граница информирования и агитации является наиболее распространенными поводами для судебных разбирательств со СМИ во время предвыборных кампаний. Проблемой является возможность ЦИК доказать в суде агитационный умысел в информировании избирателей. Несовершенство законодательства становится инструментом во время предвыборных кампаний, проходящих в регионах: широко распространена практика создания кандидатами «газет-однодневок», распространяющих заведомо агитационную информацию. По словам С. Большакова, если с такими газетами ЦИК научился справляться, приняв положение о том, что в выборах могут участвовать средства массовой информации, зарегистрированные не менее чем за год до выборов, то такие феномены, как листовки, ЦИК запретить не может.

«Больным» для региональных СМИ является и вопрос о финансировании площадей в период агитации. По словам многих редакторов, газеты постоянно сталкиваются с «нехваткой» бюджетных средств на оплату публикаций о кандидатах, право на которую для кандидатов и обязанность — для СМИ, за-креплено в законе. Как отметили редакторы, сегодня СМИ считают, что выгодней отказаться от участия в выборах, поскольку они не являются сколько-нибудь значимым источником дохода. Отказ средств массовой информации от участия в выборах серьезно волнует ЦИК, отметил Большаков. Однако ЦИК не способен устранить недостатки законодательства без участия самих СМИ.

На встрече с руководителем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом В. Назаров так озвучил главную задачу его ведомства: «Государственные унитарные предприятия, не соответствующие функциям государства, должны быть переданы в частные руки как можно быстрее. Практика показала, что ГУПы — это неэффективная форма собственности».

Л. Надиров, заместитель министра культуры и средств массовых коммуникаций, рассказал о структуре министерства, которое с 9 марта имеет непосредственное отношение к «газетчикам». Хотя «газетчиков» в самом министерстве можно пересчитать по пальцам. Суть реформы ведомства, по словам Л. Надирова, заключается в разграничении полномочий между министерством и агентствами.

«Развитие общества зависит от того, как будет развиваться бизнес. Средний бизнес, который представляет «Деловая Россия», играет в этом процессе ключевую роль». Об этом заявил председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Б. Титов. Он посетовал на то, что в России в настоящий момент нет полномасштабного рынка. Между тем к экономическому росту может привести только реальная конкуренция. Б. Титов отметил, что «Деловая Россия» может предложить государству программу экономического развития. В. Балдицын, оппонируя Б. Титову, подчеркнул, что в регионах активность «Деловой России» крайне мала, что и сказывается на результатах ее работы. Б. Титов, согласившись с приведенными доводами, проинформировал собравшихся, что на Юге России есть намерение выстроить более мощную структуру этой организации, что позволит создать работоспособную экономическую среду.

Глава Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев предложил главным редакторам региональных СМИ создать совместную рабочую группу по выявлению проблемных участков в части нарушения монопольного законодательства в регионах. Это предложение было сделано после того, как прозвучали примеры «перегибов» с мест. В частности, В. Балдицын рассказал собравшимся о ситуации, в которой оказалась наша газета. Напомним, что в свое время мы обратились в территориальное антимонопольное ведомство c жалобой на Межрегиональное агентство подписки, которое намерено было у себя аккумулировать средства, собранные за подписку на газеты и лишь спустя месяцы возвращать эти деньги редакциям. «Ставрополка» одержала победу. «Ставропольский прецедент» во многом послужил катализатором аналогичных процессов в других регионах.