Власть власти не лишить
Российская избирательная система в скором времени вновь может претерпеть существенные изменения. Об инновациях по поводу избрания губернаторов, продиктованных стремлением укрепить властную вертикаль, уже сказал президент. Серьезному пересмотру планируется подвергнуть и всю систему российских выборов. Что ждет избирателей в ближайшем будущем? О возможных новых «правилах игры» «Ставропольская правда» попросила рассказать председателя избирательной комиссии Ставропольского края Виктора ЛИМАНОВА.
- Трагедия в Беслане – это большое горе для российского народа. От имени избирательной комиссии края выражаю глубокое соболезнование родным и близким погибших и пострадавшим от этого бесчеловечного акта.
Что касается вопроса о новациях в выборном процессе, то действительно Центризбирком подготовил предложения по изменению и дополнению отдельных положений законодательства РФ о выборах и референдумах и совершенствованию правоприменительной практики. В сентябре-октябре этого года планируется широкое обсуждение этих предложений.
Мы направили материалы Центризбиркома РФ в нижестоящие избирательные комиссии края, в краевые отделения политических партий, вузы и средства массовой информации для изучения и в скором времени организуем совместное обсуждение предложений и замечаний.
- С чем связано внесение дополнений и замечаний? Ведь Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят всего два года назад.
- Анализ применения новейшего избирательного законодательства в ходе проведенных в 2003-2004 годах избирательных кампаний позволяет сделать вывод, что концептуальных его изменений не требуется. Решение многих вопросов лежит в области совершенствования правоприменительной практики. Однако избирательное законодательство все же нуждается в некоторой корректировке.
Необходимо обеспечить унификацию некоторых норм, регулирующих сходные правоотношения в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав…» и федеральных законов «О выборах депутатов ГД РФ» и «О выборах президента РФ». Требуют реализации правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации в сфере избирательного права, которые были отражены в его решениях в 2002-2004 годах.
Кроме того, в числе факторов, диктующих необходимость совершенствования избирательного законодательства, - динамичное развитие иных отраслей законодательства, обусловленное проводящейся в стране реформой местного самоуправления, административной реформой, а также развитие общественных отношений в сфере партийно-политической системы.
- В некоторых средствах массовой информации прозвучало, что ЦИК все эти проблемы предлагает решить практически одним способом, сделав главный упор на внедрение пропорциональной системы выборов, то есть выборов по партийным спискам. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Считаю, что это одна из составляющих всех предложений Центризбиркома. По этому поводу могут быть различные мнения. Кстати, на заседании
Центризбиркома представители оппозиционных партий – КПРФ и «Яблока» - оспорили предложенную концепцию.
Действительно, предлагается нижнюю палату Российского парламента выбирать не по смешанной системе, когда каждый избиратель голосует дважды – за одномандатника и партсписок, а только по пропорциональной системе. Предполагается, что эта мера позволит избежать злоупотреблений административным ресурсом. Хотя на заседании Центризбиркома секретарь комиссии О. Застрожная заметила, что административный ресурс можно великолепно использовать при любых системах, все мы реалисты – лишить власть власти невозможно.
- ЦИК единогласно поддержал новые инициативы?
- Конечно, нет, ведь это коллегиальный орган. Член ЦИКа от «Яблока» Елена Дубровина считает, что та часть изменений, которая предлагает реформу избирательной системы, несколько сложна. Она имеет в виду наличие в федеральном списке кандидатов от политических партий четырех пятых региональных групп от числа субъектов РФ. То есть 72 региональные группы должны быть в каждом федеральном партийном списке. Партии по закону самостоятельны, сами выбирают формы работы, а в этом же случае их ставят в жесткие рамки.
Другой член ЦИК от КПРФ, доктор юридических наук, профессор Е. Клюшина опасается, что нововведения разрушают большой пласт гражданских инициатив. Все будет поставлено под партийный контроль.
- В недавнем прошлом было много вопросов относительно участия политических партий в избирательном процессе…
- Задача по определению и законодательному закреплению статуса политических партий как универсального института, связывающего государство и граждан и обеспечивающего представительство различных социальных интересов в государственных институтах, выполнена с принятием Федерального закона «О политических партиях». Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое может выдвигать кандидатов и списки кандидатов на выборах в органы государственной власти. Положения закона получили развитие в действующем избирательном законодательстве, установившем не только некоторые льготы политическим партиям при выдвижении кандидатов: получение эфирного времени и печатной площади, но и некоторые обязанности. Важным этапом в развитии избирательного законодательства стало законодательное закрепление в субъектах РФ обязательной смешанной мажоритарно-пропорциональной системы при выборах законодательных (представительных) органов и апробации этой системы в ряде субъектов. Опыт ее применения на федеральном и региональном уровнях говорит о возможности увеличения пропорциональной составляющей на выборах депутатов Госдумы РФ, в том числе избрания всех депутатов по пропорциональной избирательной системе.
Это позволит стимулировать развитие партийно-политической системы, конкуренцию политических партий, а также повышение их ответственности перед избирателями. Кроме того, слишком очевидны стали недостатки, присущие выборам по мажоритарной избирательной системе (выборы по одномандатным избирательным округам), а именно недостаточная представительность (как правило, большинство голосов, поданных в округе, пропадает, и ряд социальных групп не представлен в парламенте вовсе) и меньшая, чем при применении пропорциональной системы, результативность (более высокий процент голосов, поданных «против всех»). К тому же на выборах по мажоритарным округам в последнее время все большую роль стали играть так называемый административный ресурс и различные формы скрытого подкупа избирателей (благотворительные фонды кандидатов и т.п.). Как показывает практика, кандидаты, которые были избраны в одномандатных избирательных округах в качестве независимых (то есть соответствующим образом позиционировали себя перед избирателями), в ходе работы в Государственной Думе в большинстве своем утратили независимый статус, войдя в ту или иную фракцию.
Вместе с тем при применении пропорциональной системы на выборах депутатов Государственной Думы должен быть преодолен главный недостаток этой системы – слабая связь депутатов со своими избирателями в регионах.
- А что же делается для решения этой проблемы?
- Предлагается усилить регионализацию партийных списков: разбивать федеральный список кандидатов на общефедеральную часть, состав которой сокращается до трех (или менее) человек, и региональные группы кандидатов, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов РФ.
Каждая региональная группа должна отражать интересы от трех до десяти миллионов избирателей (от одного субъекта РФ до нескольких). После голосования в Думу проходят три первые кандидатуры из основного списка, а дальше кресла распределяются в зависимости от рейтинга проголосовавших за эту партию в каждой региональной группе. При такой системе кандидат из Москвы может оказаться на 25-м месте, а ставропольцы займут два первых десятка.
- Может так случиться, что все места в Думе займут представители одной партии?
- Этого не должно произойти. Во-первых, будет снижен заградительный барьер. Во-вторых, будет определено, что в Думе должно быть представлено не менее четырех политических партий или избирательных блоков.
Концепция предлагает исключить возможность участия в думской кампании «почетных лиц» (к примеру, губернаторов), которые обычно передавали свои мандаты следующим по списку кандидатам.
- Если можно, также коротко о других предлагаемых новациях.
- Предлагается более полно использовать возможность применения государственной автоматизированной системы «Выборы» в части регистрации (учета) не только избирателей, а всего населения, законодательно урегулировать порядок включения избирателей в список для голосования по месту их жительства. Для граждан, занятых на круглосуточной работе, для которых день голосования – воскресенье – является рабочим днем, планируется закрепление практики голосования вне помещения для голосования. Кроме того, для голосования предлагается определить единую дату – третье воскресенье марта. Для досрочных, повторных, дополнительных выборов – первое воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Госдумы – первое воскресенье декабря. Новации могут произойти и в системе, статусе, организации избирательных комиссий.
Ряд новшеств, уточнений предлагается внести в процедуры выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, финансирования выборов, установления итогов голосования и определения результатов выборов и др.
- Каково ваше личное мнение о предложениях Центральной избирательной комиссии РФ?
- Как рядовой избиратель и как председатель избиркома края я обязан взвешенно подходить к этому непростому вопросу. Мое мнение таково: реформа необходима, но она подразумевает прогресс, поэтому в некоторых случаях требуется тщательное и глубокое изучение сути вопроса. Не надо спешить, чтобы не наломать дров. Надо учитывать мнение всех политических сил, всех субъектов избирательного процесса и особенно избирателей. Нужна дискуссия в рамках всего российского общества.
Я полагаю, что обсуждение вопроса о кардинальном изменении избирательного законодательства не мешало бы провести и в прессе. Мы ждем предложения и замечания от всех избирателей.