Ставрополье - за решительные действия
Выступление в минувший понедельник президента страны Владимира Путина наверняка повергло в уныние чиновников, которые больше заботятся лишь о собственном благополучии. Те же, кто болеет за судьбу России, за ее будущее, искренне приветствуют заявленные главой государства политические шаги по укреплению вертикали власти.
Правда, уже слышны причитания, что, мол, над демократией в России нависла новая угроза. Но на чем основаны такие высказывания?
Государство, даже самое демократическое, имеет конкретные обязательства перед своим народом. В первую очередь оно должно обеспечить безопасность своим гражданам. Оно должно налаживать такие взаимоотношения с обществом, с бизнесом, которые способствуют развитию экономики, социальной инфраструктуры, повышению благосостояния людей. Должно принимать меры по сохранению и рациональному использованию общенациональных ресурсов – полезных ископаемых, лесов и водоемов, земельного фонда.
Теперь вопрос: удовлетворяло ли нас исполнение государством этих своих обязательств в последние годы? Ответ очевиден. Возьмем использование ресурсной базы страны. Телевидение уже надорвалось рассказывать, как бесконтрольно вывозится за границу наш лес, уплывают в соседние страны российские крабы, золото и драгоценные камни с приисков расползаются по криминальным каналам, крейсеры уходят на металлолом по доллару за тонну. Причем все это происходит не тайно. Все знают, но ничего не делается для пресечения преступного разбазаривания стратегических ресурсов страны.
О чем это говорит? Прежде всего, о критически низкой управляемости в государстве, о недопустимых изъянах в законодательстве и правоприменительной практике.
Кричат о своих проблемах и многие регионы. Юг России накрыла волна терроризма. Ставрополье, кроме того, страдает от стихийной миграции. Местные власти не могут обеспечить приезжим права на труд, жилище, образование, охрану здоровья, не ущемив такие же права коренного населения. Государство же само не регулировало и нам не давало регулировать эти процессы. Вертикаль власти, о которой говорит президент, была разорвана. Точнее, не было целостной, соподчиненной единой системы власти. И эта ее слабость стала питательной средой для многих пороков. Мы получили разгул криминала, коррупции, терроризма. Ставропольский край стал основным объектом бандитских налетов. Буденновск, захваты автобусов с пассажирами, взрывы на рынках, в электропоездах унесли сотни человеческих жизней.
Безопасность стала острейшей проблемой для нас, для всего Северного Кавказа. Но обеспечить ее можно лишь при надлежащем уровне управляемости в стране, согласованности в действиях всех уровней исполнительной власти. А как раз эти качества оказались в дефиците.
Власти края пытались противостоять беде. Ставрополье стало первым и самым настойчивым выразителем требований усиления мер безопасности, адресованным к федеральным властям. Мы выступали с законодательными инициативами о создании отрядов местной самообороны, о привлечении казачества к охране общественного порядка и противодействию терроризму, об отмене моратория на смертную казнь для террористов. Но нас все время одергивали: мол, противоречите федеральному законодательству. А вопрос о том, почему федеральное законодательство не поспевает за острейшими проблемами регионов, многие годы оставался без ответа.
Мы приняли краевой закон о пресечении незаконной миграции. Но он неоднократно опротестовывался прокуратурой. Опять же как не соответствующий федеральному законодательству. Но ведь очевидно, что федеральный законодатель должен был или сам отрегулировать эту проблему, или адресовать ее решение регионам.
Отсутствие единой, слаженно работающей в интересах людей системы государственной власти в стране чувствовали на себе не только те, кто работает во властных структурах, но и простые граждане. Именно поэтому, убежден, большинство ставропольцев приветствуют решения президента, направленные на укрепление государства, расширение его взаимодействия со здоровыми силами общества и, что самое главное, на обеспечение безопасности людей, страны, регионов.
Речь президента в минувший понедельник обозначила ключевые меры на этих направлениях. Прежде всего это касается сотрудничества федеральных и региональных органов в построении властной вертикали. Полагаю, и в формировании муниципальных управленческих структур участие государственных органов власти края окажется весьма конструктивным. И это должно найти отражение в ходе проводимой реформы местного самоуправления.
Конечно, выборы главы исполнительной власти в субъекте России региональным законодательным органом по представлению главы государства налагают прямую ответственность и на президента страны, и на депутатский корпус. Но при этом совершенно очевидно, что в нынешних условиях другого пути быстро и эффективно восстановить управляемость просто нет.
Не сомневаюсь, президент будет предлагать на высшую должность в регионах людей подготовленных, способных решать задачи в сфере своей компетенции. Это отсечет случайных кандидатов, в том числе с криминальным прошлым, которые рвутся и иногда прорываются во власть через оболванивание и подкуп избирателей, через другие грязные технологии.
Серьезные ожидания и надежды связываем мы и с созданной В. Путиным особой федеральной комиссией по Северному Кавказу, которую возглавил полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Д. Козак.
Сегодня для всех очевидно, что наш регион более других страдает от терроризма. Здесь нужны жесткие меры для противодействия преступникам. Убежден, именно это для нас главное, а не разговоры о якобы наступлении власти на гражданские права и свободы. Потому что по горькому опыту мы знаем, что такое хоронить земляков, родных и близких, мирных, ни в чем не повинных людей и, что самое страшное, – детей, оказавшихся на пути террористов.
Тем, кто опасается ущемления свободы, хочу посоветовать глянуть на нее через призму трагедии Беслана. А еще лучше спросить у народов Северной Осетии, у жителей Буденновска, Кисловодска, Ессентуков, всего Ставрополья: жесткие меры по борьбе с терроризмом ущемят их свободу?
Неужели события последних лет ничему не учат? Похоже, кому-то хочется продолжать упражняться в пустословии взамен конкретных и решительных действий.
Подобная перспектива категорически неприемлема. И поэтому Ставрополье не просто поддерживает решения президента, но ждет скорых и практических мер по их реализации. Они созвучны интересам Ставропольского края и всего Северо-Кавказского региона, интересам России в целом.