00:00, 8 сентября 2004 года

Куда девался седьмой миллион

Как и прежде, осенью на полях "щетиной" появится сплошная зеленка. Откуда она берется? Посеяли зерно… комбайны в процессе уборки. А это и есть тот седьмой миллион тонн зерна, который недобрали по причине… Не буду перечислять причины. Поезд, как говорят, уже ушел. Давайте учтем уроки жатвы этого года, вскроем имеющиеся резервы и наметим планы на будущее. Ведь уже сегодня надо думать о завтра.

Потери зерна. Велики ли они? Нынешняя жатва - это мой 39-й уборочный сезон на Ставрополье. Он не отличается от всех предшествовавших по организации и технологии уборочных работ. Средние потери зерна по краю в течение всех этих лет примерно одинаковы. Приведу такой пример. Приехал в одно из хозяйств края проводить предуборочный семинар. Один из механизаторов просит посмотреть его комбайн, с грустью признаваясь, что в прошлом году он никакими регулировками не смог устранить большие потери зерна в полову. Выясняю причину - оказывается, регулировочного устройства, с помощью которого устраняют потери зерна в полову, на комбайне вообще нет. Смотрю остальные комбайны - проблема та же. Куда же они, эти устройства, подевались? Они же были! Легко представить, сколько же зерна было потеряно за предыдущие годы.

Что греха таить, техническое состояние зерноуборочных комбайнов не везде и не всегда на уровне. Я эту проблему сейчас ограничиваю лишь техническим состоянием жатки и молотилки. Начальник отдела технической политики министерства сельского хозяйства края Петр Назарьков говорит, что эта проблема всем известна, даже не во всех хозяйствах есть технические требования на отремонтированный комбайн. Что же делать? Петр Андреевич отмечает, что ныне бывшие колхозы и совхозы стали частными сельхозпроизводящими предприятиями и считают, что теперь уже никто им не указ…

Производительность комбайнов, как правило, ниже возможной, это одна из причин затягивания сроков уборки и появления потерь зерна. Какие имеются резервы? Первый - срезать лишь один колос (как в цивилизованном мире), а не "брить" поля, как это испокон веков принято делать у нас. Но так поступить мы не можем по двум причинам. Первая - техническое состояние режущего аппарата комбайнов столь незавидное, что на скорости 6 км/час режущий аппарат жатки не в состоянии "прорезать" стеблестой. И вторая причина - засилье на полях вредоносного пилильщика. Как от него избавиться? Начальник отдела координации развития предприятий хранения и переработки зерна Владимир Немашкалов поясняет, что надо лущить стерню вслед за комбайном. Год за годом. Это одновременно станет мерой по сохранению и накоплению влаги в почве. Но увы…

ВТОРОЙ резерв - своевременно и квалифицированно регулировать рабочие органы комбайна. Кто это должен делать? Обычный ответ - комбайнер. А кто же еще? На то ж он и комбайнер! Но чтобы выполнить регулировку, комбайнер должен остановить свой агрегат, посмотреть в копну и на землю, определить реальное качество работы и лишь затем произвести необходимую переналадку рабочих органов. Как часто должен он это делать? Десять-двадцать раз в день. А то и больше. Сколько на это уйдет времени? Час-полтора. А то и больше. И это в горячую страдную пору! Вот потому-то многие механизаторы за весь уборочный сезон так и не притрагиваются к регулировочным устройствам. "А зачем? При ремонте я же деку выставил по заводским рекомендациям!" - "наивно" говорят они.

Я пришел к выводу, что надо освободить комбайнера от обязанностей выявлять качество работы комбайна и производить настройку его рабочих органов. Работу эту надо разделить на две - кто-то выявляет качество работы комбайна, то есть определяет реальные потери зерна, а кто-то другой настраивает комбайн в соответствии с реальным состоянием хлебостоя.

В роли определителей качества работы комбайна я использовал пенсионеров-комбайнеров, студентов сельхозинститута, школьников 9-10-х и 6-7-х классов. Лучшими оказались шести-семиклассники. Для них разработано специальное методическое пособие, которое позволяет выявить потери зерна не общие, как это принято, а по отдельным каналам, что позволяло быстро найти "виновника". Но как сейчас привлечь школьников к этой работе?

Заместитель министра образования края Светлана Адаменко предлагает подключить к решению этой проблемы ученические производственные бригады. Светлана Викторовна подчеркивает, что в этом случае решается несколько важных проблем, в том числе помощь производству, подготовка кадров для села, да и заработанные рубли школьникам будут не лишними.

При проведении исследований регулировщиком комбайнов был и я сам. Одновременно смог обслуживать 12 комбайнов. Затем меня заменил один из профессионалов-комбайнеров. После такой перестройки работы уборочно-транспортного комплекса общая его производительность повысилась более чем в полтора раза, потери зерна снизились с 26 процентов до агротехнического допуска, расход топлива комбайнами снизился на 16 процентов.

Начальник отдела земледелия министерства сельского хозяйства Василий Огарев подтвердил, что в некоторых хозяйствах потери зерна действительно велики и предложенная мною технология уборки хлебов является одним из факторов для повышения валового сбора.

СВОЙ вклад в эффективность будущей уборочной страды внесет и Ставропольский государственный аграрный университет. Декан факультета механизации профессор

Владимир Гребенник считает возможным подготовить студентов 3-го и 4-го курсов, которые в период уборки хлебов проходят производственную практику, для квалифицированного выполнения обязанностей регулировщика комбайнов. Они же проведут и предуборочный контроль качества ремонта комбайнов.

И последнее. Специальное методическое пособие по новой организации и технологии уборочных работ находится в разработке. Надеюсь, что министерство сельского хозяйства края своевременно его растиражирует.

Николай БУГАЙЧЕНКО