00:00, 27 августа 2004 года

Попался!

Компьютерные программы в считанные часы проверят массивы налоговой отчетности, покажут взаимосвязи, «вытащат» на свет долги, подсчитают штрафы, покажут, у кого из налогоплательщиков концы с концами не сходятся. Это называется камеральной проверкой. Благодаря этому выросло количество так называемой «завершенки». Завершенными делами называются те, что начались «камералкой», продолжились выездной проверкой и закончились решениями судов и возмещением государству налоговых долгов и выплатой санкций. Вот лишь один пример.

Объектом проверки минераловодских налоговых инспекторов стал предприниматель Ю. Занимается он изготовлением металлоизделий: решеток, дверей, сейфов, ворот, оград, киосков для индивидуальных заказчиков, а также металлоконструкций для предприятий.

Изготовление металлоизделий для физических лиц относится к сфере бытовых услуг и подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход. И этот налог предпринимателем частично уплачивался. Но он получал доходы и от хозяйственных операций с юридическими лицами, причем на очень значительные суммы. А вот эти доходы не подпадали под краевой закон о едином налоге. Предприниматель должен был вести отдельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций с юридическими лицами и платить с них налог на добавленную стоимость и подоходный налог. Но такой учет не вел и названные налоги не платил.

Главные госналогинспекторы межрайонной инспекции МНС России № 9 (действует на территории Минвод, а также Минераловодского и Александровского районов) О. Шибков и В. Силка провели анализ поступления денежных средств и их расходования по операциям на расчетных счетах предпринимателя в банках. В присутствии его самого и понятых произвели необходимые осмотры территории, помещений, оборудования, расположенных по месту осуществления деятельности предпринимателя, составили протоколы. Налоговики также опросили поставщиков, наемных работников и других участников финансово-хозяйственных отношений, поскольку сам бизнесмен отказался предоставить необходимые документы.

А те бумаги, которые он все-таки предоставил - приложенные к декларациям, не заверенные должным образом копии документов о произведенных расходах для осуществления деятельности, - вызвали у проверяющих сомнение в их подлинности. В документах царил хаос, имелись исправления, не соблюдался порядок оформления. Это вызвало необходимость проведения встречных проверок поставщиков, контрагентов, направления запросов в кредитные учреждения, банки и регистрирующие органы.

В результате было установлено, что ряд предприятий – контрагентов не состоял на налоговом учете, указанные ИНН не соответствовали регионам, адреса регистрации предприятий оказались вымышленными. Количество и цена закупки материалов, якобы приобретенных предпринимателем, не соответствовали полученным данным, а договоры о приобретении ценных бумаг оказались фиктивными.

Кроме того, предпринимателем документально не подтверждались понесенные расходы по договорам с предприятиями о проведении взаимозачетов, часть товарно-материальных ценностей была использована в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Не представлены какие-либо документы, свидетельствующие об оприходовании приобретенного товара в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, отсутствовали товарно-сопроводительные документы, калькуляции на изготовление изделий, договоры на поставку листового металла, в отчетности не указана дальнейшая реализация изготовленных из приобретенного металла изделий, наличие остатков материалов за отчетный период.

Все это говорило о том, что действия гражданина Ю. недобросовестны, предприниматель сознательно уклоняется от уплаты налогов путем уменьшения налоговой базы, включая в расходную часть расчетов денежные суммы, якобы потраченные на закупку материалов, приобретение векселей, тем самым значительно занижая сумму налогов. Общая сумма неуплаченных им налогов составила более 600 тыс. рублей.

Далее события развивались так. Руководитель межрайонной инспекции МНС России № 9 В. Монастырский наложил на предпринимателя штраф: за непредставление налоговых деклараций - в размере 571 477 руб., за отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при налоговой проверке документов - 1 450 руб. Предприниматель платить не согласился и подал в краевой арбитражный суд заявление о признании недействительным решение руководителя налоговой инспекции. Инспекция заявила встречное требование о взыскании с предпринимателя Ю. задолженностей по налогу на доходы, налогу на добавленную стоимость, сумм пеней и штрафов за совершение налоговых правонарушений.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что налоговый орган выставил налогоплательщику правомерные требования, т. е. предпринимателю правильно доначислены суммы налогов и пеней. Так же обоснованно привлечен он к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Решением арбитражного суда Ставропольского края индивидуальному предпринимателю Ю. было отказано в удовлетворении исковых требований к налоговой инспекции, а встречное требование налоговой инспекции удовлетворено.

Разумеется, это не устроило бизнесмена, и он обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. И снова проиграл. Кроме того, по факту уклонения от уплаты налогов в отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело. В настоящее время налоговые инспекторы озабочены, чтобы его долги в бюджет были скорее уплачены. Уже проданы судебными приставами в счет уплаты налогов и налоговых санкций «иномарка» и другое арестованное имущество предпринимателя.

Надежда НЕСТЕРЕНКО