00:00, 19 августа 2004 года

Музейщики в роли законодателей

Интерес ученого при этом отнюдь не только познавательный, куда важнее понять: как было прежде, как строилась та самая вертикаль власти, о коей нынче так много говорится, да все никак не выстроится. Знаете, что поражает: Россия на Кавказе вела не только сражения, она вела последовательную, продуманную политику, осваивая стратегически важный регион. Продуманность выражалась даже в такой «мелочи», как создание здесь - наряду с чиновничьими аппаратами разных ведомств – системы народного просвещения, архивов, библиотек, газет и музеев. Последнее для моего собеседника особенно важно и «мелочью», как вы понимаете, не является.

- Чем ближе к нашему времени, тем, увы, все ниже оценка роли музея со стороны власти, государства, – размышляет Н. Охонько. – В советский период музеи еще выполняли определенную идеологическую функцию, а потому с ними как-то считались. В годы новейшей истории они вообще оказались на положении неких лишних институтов, что выражается и в урезанном до предела финансировании, и в сложившемся законодательном «игнорировании». Но вот недавно лед, кажется, тронулся, во всяком случае на краевом уровне, на нас обратили внимание депутаты Госдумы края, состоялись даже депутатские слушания по проблемам музеев, это обнадеживает.

Для музейной сети Ставрополья последние десять лет действительно оказались весьма непростыми. Собственно, и сети-то как таковой не стало, есть отдельные учреждения в отдельно взятом городе, районе, селе. Сохранившиеся стараниями прежде всего профессионалов-энтузиастов и поддержкой «понимающих» представителей власти. При этом надо помнить, что именно сберегли эти люди. Это свыше 600 тысяч единиц хранения, сосредоточенных в 37 музеях края. Бесценные экспонаты, реликвии, документы… Богатство, не оценимое в рублях. То, что принято называть национальным достоянием и нашей общей Памятью…

Немало, увы, и утрачено. В частности, исчезли интересные колхозные музеи. Причины объяснять, по-видимому, не нужно. Объявленная в стране деидеологизация вынудила многих директоров школ ликвидировать музеи школьные. Исчезли собиравшиеся десятилетиями материалы ряда вузовских музеев. Печально. И все же музейщики считают, что вышли из сложнейшего периода с наименьшими потерями. Сегодня из 26 районов края в 18 есть свои музеи, из которых 15 имеют статус юридического лица (принципиально важный момент!), остальные находятся в структуре отделов культуры районных администраций (как известно, преобразуемых сейчас в органы местного самоуправления).

Этот организационный разнобой не на пользу музейному делу в целом. Как правило, положение музея в огромной степени зависит от отношения к нему конкретного начальника – заведующего отделом культуры и главы местной администрации, от их понимания значимости музея не просто как структурного подразделения, но подразделения особенного, выполняющего уникальную роль. Почему сегодня многие музейщики вспоминают действовавшее до 1992 года краевое музейное объединение? Разумеется, нельзя сказать, что и в ту пору им жилось «сытно», но они были вместе, чувствовали себя более защищенными. А сегодня, едва оправившись от потрясений «дикого рынка», едва приспособившись к новому статусу, столкнулись с новой угрозой. Готовящаяся муниципальная реформа усугубляет зависимость музеев от воли чиновников. Существует вполне осязаемый риск, особенно для сельских музеев, исчезнуть «за ненадобностью». Дело в том, что в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» музеям… вообще не нашлось строчки! Есть образование, медицина и т. д., о музеях – ни слова.

- Это стало предметом горячего обсуждения на нынешнем общем собрании Союза музеев России, в котором мне довелось участвовать, - рассказывает Н. Охонько. – Высказывалась серьезная обеспокоенность в связи с этим документом, предложения о настоятельной необходимости его доработки решено внести на рассмотрение правительства страны и Государственной Думы.

В постановлении общего собрания констатируется печальная перспектива, предлагаемая административной и муниципальной реформой: «Составляющей частью данной реформы является осуществление очередного этапа приватизации государственной собственности, в том числе недвижимых памятников истории и культуры…».

- Получается в итоге, что музей, хранящий, по сути, федеральную собственность, оказывается на финансировании только муниципальном, - продолжает Н. Охонько. – Краевые музеи еще будут как-то жить, а вот районные просто в непредсказуемой ситуации. Нужна государственная поддержка государственной части музейного фонда. Иначе мы можем сказать: возьмите эти коллекции и храните их сами…

Абсурдно, но логично, не правда ли? Впрочем, музейщики не склонны доводить все до крайности, они видят выход в возвращении к форме государственного музейного объединения. Для краевого музея, вообще-то, это – дополнительная головная боль, у него и своих забот хватает. Но осознание важности проблемы не позволяет закрыть глаза и устраниться. Как говорится: если не мы, то кто же? Тем более опыт работы в рамках объединения еще не забыт, и многие вспоминают то время с благодарностью. Сегодня, воссоединившись, музеи будут способны постоять за себя. Хотя бы на уровне края. Эту возможность они ощутили на упомянутых депутатских слушаниях, когда наши депутаты проявили куда большее понимание, нежели депутаты столичные, решив вынести на обсуждение Госдумы края поправки в краевой закон о музейном деле, предусматривающие сохранность объектов культурного наследия муниципальных образований. И, как считает Н. Охонько, самим музейщикам надо проявить больше активности, добиваясь совершенствования краевого закона.

Не будут ли, в случае принятия поправок, противоречить друг другу законы краевой и федеральный? Вероятно, если краевая Дума опередит российскую и примет поправки по проблемам музеев. Но, во-первых, и на федеральном уровне с законодателями будет вестись работа со стороны Союза музеев РФ. А, во-вторых, можно ли ждать, пока в Москве дойдет-таки очередь до рассмотрения «музейного вопроса»? Ведь муниципальная реформа уже не ждет. Тут невольно приходит на ум известная фраза: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Что и подвигло музейщиков выступить в роли законодателей. Пока что и сами они недостаточно ясно представляют и сложность ситуации, и собственную меру ответственности. Жизнь, однако, учит «не ждать милостей от природы», то бишь от Москвы.

- Поверьте, ни разу еще за весь период перемен не создавалась такая критическая для музеев ситуация. Даже когда нас не финансировали, мы знали, что у нас есть смета, есть право по крайней мере на зарплату, - говорит Н. Охонько. – Сегодня нет уверенности даже в этом.

Теперь слово за законодателями профессиональными, которым предстоит проявить себя по-государственному мыслящими людьми. Такими, какие находились в России еще полтора века назад, когда в сложнейшем, болезненном, порой кровавом процессе освоения Кавказа не забывали о необходимости школ, библиотек и музеев. Кстати, и сегодня в самом обществе интерес к музейному делу растет, и находятся люди, организующие эту работу в целом ряде учреждений и ведомств, от банков до промышленных предприятий. Ведомственные музеи становятся своего рода престижным элементом. Это, конечно, радует. Но на этом фоне государственная политика по отношению к музеям выглядит особенно невыгодно для власти.