От Мюнхена до Хабаровска
- Богатая история, традиции ко многому обязывают, - говорит мой собеседник, первый заместитель генерального директора ФГУАП «Кавминводыавиа», заслуженный пилот России Борис ЛЕЙКИН. – Прежде всего – это безаварийность. Наше авиапредприятие одно из немногих в России, где не было ни единого серьезного летного происшествия. В значительной мере - благодаря высокому профессиональному уровню летного состава. Я здесь работаю с 1974 года. Поэтому могу со всей ответственностью утверждать, что у нас сложилась четкая система отбора кадров, их поэтапной подготовки, доведения до высокого уровня. Мы не гонимся за новомодными веяниями, а используем наработанный десятилетиями опыт, учитывающий менталитет российского пилота. Не случайно среди минераловодских авиаторов немало династий, есть даже в третьем поколении. Другая составляющая безопасности – четкие действия инженерно-технических работников. Во ФГУАП «Кавминводыавиа» действует система поддержания летной годности воздушных судов, которая не позволяет выпустить в рейс самолет, если тот хоть в чем-то не соответствует жестким требованиям. Играет свою роль и субъективный фактор. Наш генеральный директор – Василий Бабаскин - заслуженный пилот Российской Федерации. Он регулярно, по нескольку раз в месяц, летает. А потому знает всю подноготную, все мельчайшие детали, из которых в конечном счете и складывается безопасность полетов.
- Многие отечественные и зарубежные глянцевые журналы обошли фотографии, где вы, едва спустившись с трапа самолета, демонстрируете роскошный кубок «Крылья России». Помнится, и тогда в комментариях прежде всего упоминали безопасность полетов…
- Мы четыре года подряд завоевывали национальную премию «Крылья России». Компетентное жюри просто не рассматривало кандидатуры тех предприятий, где были авиационные происшествия. Так что в самом деле безопасность полетов стояла во главе угла. Помимо этого учитывались количество перевезенных пассажиров, качество обслуживания и другие показатели. Последнюю премию мы получили в позапрошлом году. А генеральный директор ФГУАП «Кавминводыавиа» Василий Бабаскин награжден премией «ИКАР» за личный вклад в развитие гражданской авиации. Из двух сотен российских авиакомпаний «Кавминводыавиа» постоянно входит в десятку лучших.
- Но все-таки благодаря чему «Кавминводыавиа» выжило в период всеобщей разрухи в 90-е годы и какова сейчас ситуация на предприятии?
- Считаю, что была верно выбрана стратегия. В то время, когда другие дробились, разделялись, акционировались, мы делали все, чтобы сохранить в едином комплексе авиаотряд, все службы обеспечения и аэровокзал. Жизнь показала, что мы были правы. И уже многие авиакомпании осознали свою ошибку. Тот же «Аэрофлот» сейчас с трудом «пробивает» строительство собственного терминала в «Шереметьево». Мы регулярно летаем в Мюнхен и своими глазами видим, как там возвращаются к комплексной системе. Так, авиаперевозчик «Люфтганза» построил в Мюнхене собственный аэровокзал. А немцы, поверьте, знают, что делают…
Ради удобства пассажиров мы сохранили убыточные рейсы в Сибирь, Хабаровск. Эти издержки покрываем за счет полетов по другим направлениям, и прежде всего на Москву. Количество пассажиров в последние годы остается примерно на одном уровне. А он определяется финансовым состоянием общества.
- Сколько бы мы ни ворчали, а благосостояние россиян в последние годы растет. Вполне возможно, что в будущем количество желающих быстро и с комфортом пересечь полстраны значительно увеличится. А будет ли «Кавминводыавиа» в состоянии удовлетворить спрос?
- Руководство авиапредприятия определило три стратегические цели. Во–первых, это реконструкция аэровокзала. Нынешний построен в 1964 году, и с тех пор его ни разу капитально не ремонтировали. И вот недавно, после проведенного конкурса и экспертизы, заключили договор с российской компанией, которая отремонтирует аэровокзал, и он к 2007 году будет соответствовать европейскому уровню.
Второе направление – обновление парка судов. В отличие от того же «Аэрофлота», который ориентируется на иностранную технику, «Кавминводыавиа» закупало и будет закупать только отечественные лайнеры. Во-первых, таким образом мы поддерживаем отечественное авиастроение. Во-вторых, «Ту-204» почти вдвое дешевле «Боинга- 757». А самое главное, новое поколение авиалайнеров, разработанных в конструкторском бюро имени Туполева, соответствует всем международным стандартам по уровню шума и выбросу вредных веществ, не уступает западным аналогам по комфортабельности и экономичности. Два «Ту-204» «Кавминводыавиа» приобрело за счет собственных средств и привлеченных кредитов. Но дальше все упирается в несовершенную систему лизинга, действующую в отечественном авиастроении. Об этой проблеме недавно говорил и премьер-министр М. Фрадков. Надо бы побыстрее ее решить, ведь с 2006 года чрезмерно шумные российские «Ту-154» уже не пустят в небо Европы.
Самая же наша большая цель и самая большая на сегодняшний день проблема – строительство второй взлетно-посадочной полосы. Ныне существующая уже десять лет назад выработала свой ресурс. Пока благодаря регулярно проводимым ремонтным работам ее удается поддерживать в исправном состоянии. Но всему приходит конец. Если однажды наша ВПП не пройдет весьма строгий контроль и аэропорт закроют – это будет тяжелый удар не только для всемирно известных курортов Кавминвод, не только для Северного Кавказа, но и для всей России.
На строительство новой, отвечающей всем современным требованиям взлетно-посадочной полосы, требуется почти два миллиарда рублей. Уже много лет генеральный директор ФГУП «Кавминводыавиа» В. Бабаскин добивается, чтобы этот стратегически важный объект отдельной строкой включили в федеральный бюджет. Но пока, к сожалению, таких денег найти не удается.
- Вы упомянули о кавминводских курортах. Поистине это уникальное место на планете. Своей славой они во многом обязаны вам, авиаторам. Благодарны вам и жители всего Северного Кавказа, для которых аэропорт «Минеральные Воды» был, есть и будет воздушными воротами страны. Поэтому позвольте от всех читателей «Ставропольской правды» поздравить коллектив ФГУАП «Кавминводыавиа» с профессиональным праздником.