00:00, 11 августа 2004 года

Чернобыль заказывали?

Этот проект губернатор А. Черногоров относит к числу наиболее значимых для экономики Ставрополья, однако комбинат может остаться на бумаге: не решен вопрос с собственниками земли, которых с недавних пор начали пугать Чернобылем и двухголовыми младенцами.

Что это: происки конкурентов, идущих на все, чтобы «заморозить» выгодный для края инвестиционный проект, или страшилки о радиации все-таки имеют под собой реальную основу?

Прежде чем мы ответим на этот вопрос, обратимся к истории взаимоотношений компании «Итера» с правительством края.

Официально «Итера» - мощная российская компания с годовым оборотом 8 млрд. долларов, специализирующаяся на зарубежных поставках газа, - пришла на ставропольскую землю в 2000 году: 19 сентября председатель совета директоров компании И. Макаров и губернатор края А. Черногоров подписали генеральное соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает строительство ряда предприятий, разработку различных месторождений, в т.ч. Малкинского песчано-гравийного карьера, который работал с перебоями из-за «грызни» между акционерами. Инвестиции «Итеры» позволили выйти карьеру из затяжного кризиса: сегодня это стабильно работающее предприятие, обещающее стать крупнейшим в Европе.

Второй серьезный проект компании был начат в 2002 году, после того как государство провело конкурс на право пользования недрами Бешпагирского титаноциркониевого месторождения. Выиграла конкурс и получила соответствующую лицензию ессентукская фирма ООО «Техноцентр», входящая в состав «Итеры».

Надо сказать, что «Техноцентр», приступивший к геологоразведке, пришел не на пустое место. До него поисково-оценочные работы на пяти гектарах месторождения вело госпредприятие «Севкавгеология», которое с помощью фирмы «РЭК» в 1997-2000 гг. благополучно «съело» 6 млн. федеральных рублей, бросив в степи разрытый карьер и десятки тысяч тонн песка на берегу Соленого озера. Это произошло после того, как Министерство природных ресурсов РФ полностью прекратило финансирование проекта.

«Итере» потом долго пришлось доказывать, что она «не верблюд». С 2002 года по настоящее время «Техноцентр» не вырыл ни одного карьера, занимаясь лишь тем, чем и положено на начальном этапе, – бурением скважин. Эти работы еще продолжаются: 110 скважин пробурено на территории двух муниципальных образований – Бешпагирского и Красного, плюс пройдено два контрольных шурфа глубиной до 20 метров. Анализы, сделанные в специализированной лаборатории, подтвердили, что месторождение действительно перспективно для промышленной разработки и, самое главное, - руда не содержит в своем составе радиоактивных элементов.

Кстати, два года назад мне довелось побывать в командировке в Бешпагире (выезжал разбираться по письму, в котором жалоба – мол, «травят людей радиацией»), видел скважины. Геологи складировали в ящики выбуренные круглые «столбики» породы диаметром около 10 сантиметров. На вопрос «про радиацию» отреагировали так: «Сидели бы мы здесь!». А чтобы успокоить, поднесли к руде измерительный прибор – фон в пределах допустимого.

Впрочем, имеются и соответствующие документы. Еще до прихода «Техноцентра», в 1999 году, бешпагирцы заставили власть и геологов провести радиоэкологическое обследование участка месторождения на площади 5 га. Аккредитованная Госстандартом России лаборатория радиационного контроля «Кольцовгеология» провела испытание, вывод: «Пески пригодны для всех видов строительства (ГОСТ-30108-94)».

Свое заключение о радиационно-гигиенической обстановке на участке земельного отвода Бешпагирского месторождения сделало и ФГУП «Кавказгеологосъемка», радиоэкологический отряд которого производил гамма-съемку поверхности участка 39,2 га. Вывод: «Выявленная на участке радиационно-гигиеническая обстановка является спокойной, не опасной для длительного пребывания людей».

Есть и другие аналогичные заключения.

Очевидно, строительство горно-обогатительного комбината будет связано с решением многих проблем охраны окружающей среды (серьезный вопрос, кстати, по водоснабжению), но трудно поверить в то, что «Итера», вложившая в геологоразведку миллионы долларов, не выяснила главного: является ли порода радиоактивной. Надо быть сумасшедшим, чтобы строить дорогостоящий объект, а потом поставить на нем крест. Никто не позволит экспериментировать на людях.

Сегодня в Бешпагире страсти уже улеглись, во всяком случае они не бушуют, как пару лет назад. На этот раз «радиоактивная лихорадка» вспыхнула в соседнем селе Красном.

И снова – обращение в «Ставропольскую правду», а также во властные структуры. И снова обвинения в адрес «Техноцентра», только на этот раз более серьезные – готовит он, мол, жителям Красного атомную войну и Чернобыль, а еще, что будут рождаться двухголовые дети, а на карьеры привезут работать зеков, как на рудники… Лично меня удивил другой «сигнал» - что «Итера» уже якобы начала строить комбинат на землях Красного, которые тайком от людей отдал компании «приспешник» - глава администрации Красного сельского совета Александр Семененко.

Конечно, ситуация потребовала разбирательства, в ходе которого я обнаружил, что эмоции захватили значительную часть села. Обозначилось даже некоторое противостояние: собираются подписи как «за» комбинат, так и «против».

Впрочем, «Итера» не приступала к строительству, это оказалось «уткой». Но вот земельная проблема действительно стоит остро. Дело в том, что по итогам конкурса «Техноцентр» (после геологоразведки) должен получить горный отвод – земли, на которых собственно и начнется промышленная эксплуатация месторождения. Но вся загвоздка в том, что государство (Минприроды РФ), объявив конкурс, упустило из виду, что территория месторождения – это не федеральная земля, которую можно легко сдать в аренду или продать «Техноцентру»; это – земля муниципалитетов, сельхозпредприятий и конкретных физических лиц – владельцев земельных паев. А с ними, понятно, нужно считаться и договариваться: права людей защищает закон.

- А мы и действуем строго в рамках закона, - комментирует ситуацию заместитель генерального директора ООО «Техноцентр» Александр Марков. – Все плановые геолого-разведочные работы были согласованы с землепользователями, с которыми подписаны соглашения о компенсациях. В соответствии с актами о нанесении убытков выплачены денежные средства. Например, на землях ТОО «Колхоз Красносельский» мы пробурили девять скважин, расчет убытков (упущенной колхозом выгоды) составил 56600 рублей. Аналогичные соглашения подписаны с СПК «Бешпагир», Бешпагирской школой, крестьянско-фермерскими хозяйствами «Иванниково», «Пономарево», «Орбита» и рядом других, в т.ч. и с индивидуальными владельцами земли.

- А в курсе ли вы, что главу администрации Красного сельсовета некоторые активисты обвиняют в том, что он уже продал муниципальную землю «Техноцентру» под строительство комбината?

- В селе еще и не такие слухи ходят, например, про урановые рудники… Глава А. Семененко не продал ни одного метра земли. Это я официально заявляю. Пастбища, принадлежащие муниципалитету – 22 гектара, – всего лишь сданы в аренду в марте этого года «Техноцентру» сроком на 11 месяцев. За это бюджет села Красного получил от нас 362 тысячи рублей. Земля сдана не под строительство, а для проведения геолого-разведочных работ, мы пробурили там несколько скважин – вот и все.

- И все-таки, где и когда вы собираетесь строить комбинат?

- Мы планируем разместить объекты ГОКа на территории муниципального образования села Красного, а если точнее – возле хутора Нагорного, на площади примерно 150 гектаров. Эту землю мы будем выкупать у владельцев, остальную, входящую в лицензионную площадь, – а это 174 квадратных километра, - арендовать по мере производственной необходимости. Добыча руды будет осуществляться так, чтобы исключить нанесение вреда природе и быстро, в течение двух-четырех лет, сделать снова пригодными к использованию пахотные земли и пастбища. То есть по мере извлечения рудных песков и их переработки карьер будет засыпаться, а почва – рекультивироваться. После этого земли по акту возвратим землепользователям. Мы планируем начать строительство комбината в конце 2005 года и закончить в 2007 году. Но сроки зависят от многих обстоятельств. Во-первых, необходимо получить акт предварительного отвода земли под строительство. Мы его уже практически согласовали со всеми службами – природоохранной, сан-эпидемиологической и так далее. Осталось получить согласие землевладельцев, схода граждан. А это, как мы уже поняли, самое трудное. Будем убеждать… Следующий этап – «защита запасов» в ГКЗ – госкомиссии при Минприроды РФ, потом экологическая экспертиза, на которой настаивают жители села, и их желание понятно и законно. Предпроектные работы осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья, который производит технико-экономическое обоснование разведочных кондиций для подсчета запасов рудных песков. Потом будет разработан рабочий проект на строительство ГОКа, выбран генподрядчик. Как видите, процедура весьма серьезная…

А село Красное пока живет своими заботами. Жизнь здесь, надо признать, нелегкая. Прошли времена, когда селообразующий колхоз «Красносельский» давал работу 1000 человек, сейчас здесь кормится от силы 300. В селе живут 2,5 тысячи. Зарплата мизерная, платится нерегулярно (долг 3 млн.) Общий долг хозяйства составляет свыше 30 миллионов, в 1998 году здесь было введено внешнее управление, а это значит, что «Красносельский» балансирует на грани банкротства.

Более 1,5 млн. рублей колхоз должен местному бюджету, что, конечно, очень не нравится А. Семененко, который однажды в районной газете даже высказал «крамольную мысль»: мол, для муниципального образования было бы «проще и лучше, если бы колхоз окончательно обанкротился», тогда хоть сельсовет будет получать дотации. Деньги, полученные от «Техноцентра» за аренду пастбищ, глава пустил на дело, в т.ч. на организацию питания малышей в детском саду. Потом пришлось объясняться по поводу поступившего в прокуратуру «сигнала», что он продал землю. Прокуратура вынесла заключение: глава действовал в рамках служебных полномочий.

Я беседовал с А. Семененко о планируемом строительстве горно-обогатительного комбината. Он считает, что если будут выполнены все требования экологического характера, то нет причин отказываться от ГОКа, который даст стабильную работу нескольким сотням людей, налоговые поступления в местный бюджет – около миллиона долларов США.

- А сегодня весь бюджет села – 2,2 миллиона рублей, денег катастрофически не хватает, - говорит А. Семененко. А ведь, помимо комбината, планируется строить кирпичный и стекольный заводы, подводить железную дорогу. Я уже говорил с руководством «Техноцентра», что нам надо капитально отремонтировать детский сад, построить АТС на 1000 телефонных номеров, подвести газ к двум микрорайонам…

Вдруг, словно испугавшись, глава замолкает и уже не мечтательным голосом, а строго официальным добавляет: «Но против народа я не пойду, все решит сход».

Пятнадцатого августа в селе Красном состоится сход граждан, где они должны сказать «да» или «нет» строительству на территории их муниципального образования, на их земле, горно-обогатительного комбината. Выбор, конечно, сложный. Но каким бы он ни был, «Итера» обязана его уважать…

Р.S. Титан и цирконий – стратегические металлы, рост их потребления отмечается во всем мире. В России же практически отсутствуют функционирующие производственные мощности (ближайшие – на Украине), хотя несколько перспективных титаноциркониевых месторождений имеется.

В настоящее время активно проводятся работы, связанные с вовлечением в промышленное освоение титаноциркониевых месторождений, аналогичных или весьма близких по составу Бешпагирскому. Это Центральное месторождение в Тамбовской области, Лукояновское – в Нижегородской, Тарское - в Омской, Туганское – в Томской. Одному из них пристальное внимание уделяет концерн «Норильский никель».

В общем, как любят говорить американцы, победитель получает все. А ради того, чтобы оторваться от конкурентов на пару лет и захватить рынок, можно придумать и запустить любую страшилку – похлеще Чернобыля.

Но это так, не больше, чем версия…

* * *

Справка «СП»

Территория нашего края относится к Северо-Кавказской титаноциркониевой россыпной провинции. Геологи выделяют самостоятельный Ставропольский россыпной район, в пределах которого обособляются Калаусское, Ташлинское, Бешпагирское и Правобережное россыпные поля.

Самую широкую площадь распространения титаноциркониевых россыпей (по некоторым оценкам, - до 400 квадратных километров) имеет средневерхнесарматская бешпагирская свита, в которую собственно и входит Бешпагирское месторождение, являющееся наиболее изученным. Верхний слой рудоносных песков здесь залегает на глубине от 15 до 25 метров, а местами даже и выходит на поверхность. Содержание полезных минералов – титана и циркония – в среднем около 60 кг на кубический метр породы, что более чем достаточно для промышленной разработки.

Общие полезные ресурсы месторождения, по предварительным данным, оцениваются в 63,4 млн. кубических метров рудных песков. Этого хватит, чтобы полностью обеспечить титаном и цирконием электронную, авиастроительную, атомную, медицинскую и другие отрасли промышленности России. Отсюда – интерес правительства края к инвестиционному проекту «Итеры». p5 По теме:
Бешпагирское Эльдорадо