00:00, 5 августа 2004 года

Ветеринара вызывали?

Не секрет, что в последнее время на некоторых совещаниях, посвященных проблемам продолжающегося распространения крымской геморрагической лихорадки в крае, наряду с другими ведомствами критиковалась и ветеринарная служба. Отвечая на высказанные упреки, Виктор Парахин подчеркнул, что ветеринары помимо своих основных функций несут ответственность прежде всего за те болезни, которыми болеют как животные, так и люди. Это туберкулез, лейкоз, сибирская язва, бруцеллез и др. Для их диагностики и лечения вет-служба за счет федерального бюджета бесплатно получает необходимые препараты, вакцины и т.п. и проводит необходимую работу. Согласно законодательству, крымская геморрагическая лихорадка в перечень заболеваний, общих для человека и животных, не входит.

Животные лихорадкой не болеют, отметил В. Парахин. Клещи, переносчики вируса КГЛ, лишь паразитируют на скоте и птицах, но не наносят им особого вреда. Клещи опасны для человека. Поэтому заботиться о том, чтобы обезопасить себя от их укусов, должен прежде всего владелец скота и тот, кто за скотом ухаживает.

За последние 15 лет скот из крупных общественных ферм и комплексов переместился в крестьянские дворы и частные коровники. Это повлекло за собой существенные изменения и в ветеринарном обслуживании животных. Не все сразу уяснили смысл произошедшего. Многие вновь испеченные хозяева, обретя личные стада и отары, до конца не осознали свою ответственность не только за буренок и овечек, ставших их собственностью, но и за здоровье своей семьи, а также тех, кто покупает у них молоко и мясо.

Известно, что культура ведения крестьянских и фермерских хозяйств у нас еще находится на низком уровне, особенно среди арендаторов земель из соседних регионов. Убедить их в необходимости регулярных осмотров, прививок и обработок домашних животных бывает очень трудно. Между тем теперь по федеральному закону о ветеринарии, заявил В. Парахин, ответственность за здоровье животного и за безопасность продукции, получаемой от него, несет его собственник, независимо от того, частное это хозяйство или коллективное.

Таковы правила во всем мире. Их придется рано или поздно соблюдать и в нашей стране, особенно когда она вступит в ВТО. Тогда забивать скот, к примеру, можно будет только на мясокомбинате, а не дома или на дворе у соседа. Но каждый владелец живности уже сейчас обязан заключить договор с ветеринарной службой и, если вдруг обнаружатся признаки заболевания животного, вызывать ветврача, сообщив об этом в ветеринарное учреждение, и дальше следовать всем предписаниям специалистов. Услуги эти платные, но стоимость их невысокая.

Если же говорить о противоклещевых обработках скота, продолжил В. Парахин, то они тоже осуществляются по вызову. Целесообразнее освобождать скот от клещей централизованно, а не на каждом подворье отдельно. Нужны специальные площадки, базы, станки для фиксации животных, ванны с дезрастворами и т.п., а также обученные специалисты. Это необходимо для безопасности всего населения. А того, кто не желает заключать договор с ветслужбой на обработку скота, можно обучить технике безопасности этих работ и контролировать их проведение. И делать это обязаны местные органы власти. Именно у муниципалитетов должна болеть голова, считает В. Парахин, о том, чтобы все места, где базируются клещи, были вовремя запаханы, закультивированы и залужены, а лесополосы – прорежены и расчищены. Это святая обязанность владельцев земли и лесонасаждений – будь то сельская администрация, акционерное общество или фермерское хозяйство.

Как влиять на тех, кто не хочет подчиняться никаким правилам и выпускает больную корову в общее стадо или отказывается вести своих бычков на пункт противоклещевой обработки? В крае, по мнению В. Парахина, уже достаточно принято законов и о формировании стад, и о местах прогона их, и о личных подсобных хозяйствах, где все четко прописано. Дело за выполнением законодательных актов и правовых норм. И кому, как не органам муниципальной власти через свои административные комиссии, заниматься этим – искать деньги, исполнителей, осуществлять контроль и наказывать того, кто этого заслуживает.