00:00, 4 августа 2004 года

Озеро с ресницы Вселенной

Горело, дымилось, 
                светилось…
Потом уж по воле веков
С ресницы Вселенной	 
                скатилось
На радость моих степняков.

Эти стихи полувековой давности известного ставропольского поэта Александра Екимцева. Они стали хрестоматийными. Тогда он впервые увидел Сенгилей с высоты около Волчьих ворот. Воистину, Сенгилеевское озеро – слеза, опресненная усилиями людей и ставшая источником водоснабжения не только краевого центра. Баталии вокруг него идут уже около двадцати лет.

Недавно они вновь вспыхнули после публикации в «Ставропольской правде» статьи Валентины Лезвиной. Действительно, мы убеждены, что на озере уже давно идет промышленное браконьерство, особенно ценных пород рыбы: шемаи, рыбца, судака, сома, тарани и толстолоба. Наш экологический пост не вчера заметил, что после решения крайсовета в 1992 году на водохранилище возникла криминальная обстановка. Она резко ухудшилась после того, как так называемые разовые сети китайского производства стали очень дешевыми и доступными для любого браконьера. (Эти сети, кстати, стали бедствием для всех водоемов России). Их можно ставить километрами и практически не вынимать из воды, где они даже не гниют, ибо сплетены из тончайшей синтетической нити. Пост неоднократно бил по этому поводу тревогу, писались статьи, собирались совещания, где говорилось, что озеро поделено браконьерами на промысловые участки, что их «крышуют» серьезные люди и даже организации, призванные охранять запасы «живого серебра» - рыбы, но… увы! Воз и ныне там.

Об этом свидетельствуют рейды прокуратуры и РОВД Промышленного района, факты, которые сообщил автору прокурор района Евгений Петров. В свое время в чьих-то горячих головах возникла мысль о промышленном лове рыбы на Сенгилее, куда была направлена мощная промысловая бригада с лодками и бреднями до пятисот метров длиной. Именно рыбаки-любители, при поддержке «Ставропольской правды» и других СМИ, не дали бригаде ограбить Сенгилей. Возникло движение в защиту уникального водоема, на его базе – экологический пост, который не случайно люди назвали «глазами и ушами общества».

Со временем, когда Сенгилей действительно поделили на зоны влияния, членов экологического поста начали выживать с озера под любыми предлогами, прежде всего потому, что оно «режимное», что в санитарной зоне никому нельзя находиться. Председатель поста писатель Вадим Чернов предложил обсудить проблемы Сенгилея за «круглым столом» со всеми заинтересованными организациями и ведомствами под эгидой краевого Союза журналистов и «Ставропольской правды», высказал свое видение спасения озера от обнаглевших браконьеров.

"Круглый стол" был проведен в июне 2001 года, широко освещался в прессе. На нем говорилось о тех, «кто ловит и кушает десятки тонн сенгилеевской рыбы», и о том, что необходимо разрешить в строго отведенных местах озера отдых, рыбную ловлю на удочку, что решение крайсовета, принятое летом 1992 года, устарело и нуждается в изменении. А изменить или дополнить его может только Государственная Дума Ставропольского края.

Бесспорно, рота по охране объектов водоснабжения сделала немало и по защите санитарной зоны Сенгилеевского водохранилища и… надорвалась, пытаясь объять необъятное. Это очень сложно – охранять водокачку, водоводы, входы и выходы воды и одновременно контролировать громадную санитарную зону длиной чуть ли не в сто километров даже при наличии патрульных машин, моторных лодок и всадников на лошадях. Затраты огромные, а эффект…

Статус закрытости Сенгилея, на наш взгляд, обернулся для озера негативной стороной, поскольку закрытость – это всегда благодатная среда для злоупотреблений и разного рода спекуляций. Что это так, показали рейды, давшие действительно поразительные результаты, которые шокировали многих читателей газеты. Озеро грабят давно и нагло при свете белого дня и только потому, что оно – «зона»! Кто может находиться на его живописных берегах?

Правильно, только работники роты охраны, водоканала, рыбинспекции и… очень редко члены экологического поста. А рыбаков-любителей с удочкой в руках там давно нет. И рыбы практически нет. Рыбные запасы Сенгилея подорваны серьезно и надолго именно браконьерами. И недалек от истины командир роты А. Миненко, подчеркнувший, что «рассказы о том, как богато Сенгилеевское рыбой, не более чем миф. Огромные уловы – это реальность 30-летней давности».

Вот тебе «бабушка, и Юрьев день», была рыба, но ее не стало. Скушал ее кто-то. А ведь ее очень усердно охраняли. И доохранялись…

Перед нами справочник водоемов Московской области. В их числе десятки водных объектов, являющихся источниками водоснабжения столицы России, и ни один из них не закрыт для любительского рыболовства (по лицензиям). Такими же доступными для людей были и остаются озера Селигер, Ильмень, Плещеево, Щучье… А наши рукотворные озера - Егорлыкское, Новотроицкое и т.д. И людей поят они, и рыбу там разводят и ловят, и отдыхают там…

Вот почему здравомыслящий прокурор Е. Петров на вопрос: «Есть ли выход?» ответил так: «Выход есть. Думаю, что можно было бы разрешить ловлю рыбы на удочку. При жестком условии, что рыболовы будут соблюдать экологический режим».

Мы солидарны с прокурором и считаем, что при наличии сотен глаз рыболовов – истинных защитников природы – браконьерам любого ранга придется туго. А если все оставить, как было, если рота охраны будет по-прежнему руководствоваться решением крайсовета, браконьерство на озере останется браконьерством и усилится борьба тех, кто поделил Сенгилей на сферы влияния.

И странно нам было читать ответ командира роты охраны А. Миненко о судьбе любительского лова: «Отрицательно отношусь. Как водится, хорошая идея сведется к плохому концу. Если мы хотим пить чистую воду, то исключений быть не должно. Я за то, чтобы «режимное озеро» было по-настоящему режимным».

Этого же хотели его предшественники, Меткалов, Макеев, например, но у них за долгие годы ничего не получилось. Кто им мешал? Почему браконьерство на «режимном озере» стало бедствием?

В свое время рыбаки-любители обратились к депутату ГДСК Д. Кузьмину. Он сделал запрос в Госинспекцию рыбоохраны по Ставропольскому краю и получил ответ, который, мы считаем, можно обнародовать целиком. p2 «Депутату Государственной Думы Ставропольского края Д.С. Кузьмину. p2 Согласно Вашему запросу за № 4027/516/1-2235 от 05.09.02 Государственная инспекция рыбоохраны сообщает, что Сенгилеевское водохранилище относится к рыбохозяйственным объектам высшей категории. p2 В соответствии с Правилами любительского и спортивного рыболовства, утвержденными бассейновым управлением ФГУ «Азоврыбвод», любительский лов рыбы на Сенгилеевском водохранилище разрешен. p2 В настоящее время водоем не используется как рыбохозяйственный, т.к. в 1992 г. решением краевого Совета народных депутатов «О мерах по предотвращению загрязнения Сенгилеевского водохранилища» был предусмотрен запрет на любительский лов рыбы. p2 В 1993 и 2000 гг. администрацией края приняты постановления о дополнительных мерах по предотвращению загрязнения Сенгилеевского водохранилища, в которых тема о разрешении любительского и спортивного рыболовства не рассматривалась. p2 В настоящее время Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (АзНИИРХ) под контролем Госинспекции рыбоохраны и Комитета по природным ресурсам проводит работу по изучению ихтиофауны и кормовой базы водоема с целью разработки рыбоводно-биологического обоснования по рыбохозяйственному использованию Сенгилеевского водохранилища. p2 В 1999 г. Ставропольским межрайонным обществом охотников и рыболовов перед администрацией края был поставлен вопрос о разрешении любительского лова рыбы на Сенгилеевском водохранилище, который до настоящего времени не разрешен. p2 Ставропольская краевая инспекция рыбоохраны считает, что после получения программы по экологическому оздоровлению водохранилища, выполнения всех научных рекомендаций и соблюдения требований санэпидемнадзора вопрос о выделении участка для любительского и спортивного рыболовства может быть решен положительно. p2 Вместе с тем необходимо ставить вопрос о разрешении не только любительского рыболовства, но и возможности финансирования работ по оздоровлению экологической обстановки и дальнейшего использования Сенгилеевского водохранилища с целью развития промышленного рыболовства. p2 Ставропольский государственный инспектор рыбоохраны ФГУ «Азоврыбвод» по Ставропольскому краю В.М. Котельников».

* * *

Многое теперь проясняется для внимательного читателя. Мы, члены экологического поста, поддерживаем В. Котельникова.

Вадим ЧЕРНОВ, Николай МАРЬЕВСКИЙ, Александр ЕРМОЛЕНКО, Иван ЦВИРКУН