Поспешай, не торопясь
ВТО – структура, где делят деньги пока без нас. Такую характеристику дал первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли СК В. Гаевский. Но бизнес опасается не плюсов, которые, несомненно, есть, а минусов. Об этом шел разговор на состоявшейся вчера практической конференции «Присоединение России ко Всемирной торговой организации и интересы бизнеса». Специально для этого на Ставрополье прибыла делегация из Москвы во главе с директором департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ М. Медведковым, который, кстати, и возглавляет правительственную делегацию на переговорах о присоединении России к ВТО.
Как сообщил М. Медведков, на этой неделе завершился весенне-летний раунд переговоров по ВТО, они выходят на завершающую стадию (правда, пока неясно, сколько она продлится). Что особенно важно для Ставрополья: если страна вольется в мировую систему торговли, то избавится, в частности, от дискриминации при экспорте удобрений и зерна. Говоря же о минусах, М. Медведков подчеркнул, что их еще не поздно учесть. Выгоды, которые получит Россия, во многом будут зависеть от самой России.
«Не так страшен черт, как его малюют», - заметил В. Гаевский, имея в виду проблему вступления в ВТО. Но нужно готовиться, поскольку снижение таможенных тарифов может спровоцировать резкий рост объемов ввозимой в страну продукции. А у нас в крае это может привести к свертыванию ряда отраслей, включая агропромышленный комплекс.
Правительство края ведет речь и о новой экспортной политике. Она такова: нужно меньше вывозить первичных ресурсов и энергоносителей, сделав ставку на внутреннюю переработку. По словам В. Гаевского, нужны стабилизационные решения на внутреннем рынке, направленные в т. ч. на обеспечение продовольственной безопасности. Необходим и период адаптации для потребительской кооперации, позиции которой довольно сильны в крае, - специалисты этой отрасли просят как минимум три-пять лет.
Кроме того, есть традиционные проблемы: недостаток финансирования, трудности эксплуатации высокотехнологичного оборудования, низкий уровень управленческих кадров и, конечно, производительность. Плюс ко всему всевозможные административные барьеры. Все эти факторы, подчеркнул В. Гаев-ский, существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Да и выдержит ли наш селянин конкуренцию с западным фермером, получающим жирные субсидии от своего государства, - тоже большой вопрос. Как пытались уверить московские чиновники, «со вступлением страны в ВТО ситуация с сельским хозяйством существенно не изменится».
По предварительным подсчетам, в течение первых трех-пяти лет присоединения России к ВТО пищевая промышленность края потеряет чуть более 100 млн. рублей, машиностроение – 50 млн. руб., химическая промышленность – 45 млн. рублей. Ущерб растениеводства составит 16 млн. рублей, животноводства – 70 млн. рублей. По оценке В. Гаевского, это немного. Тем более, если учесть, что именно эти отрасли сильнее всего пострадают от грядущих изменений во внешнеторговой политике государства. Упадет также занятость в промышленном производстве, работы могут лишиться от 500 до 1000 человек. Всего же в сфере промышленности края трудятся свыше 160 тысяч человек.
- ВТО предоставляет государству гарантированный и справедливый доступ на мировые рынки, а также право участвовать в выработке правил международной торговли, - говорит директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО А. Портанский. - Вот, собственно, ради чего любая страна туда стремится. За это нужно заплатить уступками по доступу на свой рынок. Цена сделки определяется в ходе переговоров индивидуально для каждой страны.
И последнее. Как сообщил М. Медведков, технически присоединение России к ВТО станет возможным уже в 2005 году. А когда произойдет реально, неизвестно.