Починить то, что работает
В Комитете по бюджету и налогам Госдумы России состоялось заседание подкомитета, посвященное проблеме внесения изменений и дополнений в Бюджетный кодекс страны. В его работе приняли участие не только федеральные депутаты, но и их коллеги из региональных парламентов. Государственную Думу Ставропольского края представляла первый заместитель председателя ГДСК Л. Волошина.
Предметом обсуждения парламентариев стал проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений». Он готовится сейчас к прохождению думского голосования во втором чтении. Серьезное беспокойство федеральных депутатов и их коллег в регионах вызвали поправки, которые на данной стадии в документ внесло правительство России.
Суть предлагаемых изменений в том, чтобы в принудительном порядке передать функции кассового обслуживания региональных бюджетов Федеральному казначейству РФ. Это означает, что регионы России сохранят за собой ответственность за исполнение собственных бюджетов, однако потеряют возможность регулировать их финансирование. Согласно проектам правительства, направления всех денежных потоков будут определяться не на местах, а в Москве.
По мнению критиков концепции, при такой системе темп обращения финансовых средств сильно замедлится, что не может не повлиять негативно на качество исполнения региональных бюджетов. В этом случае всем работникам бюджетной сферы вновь придется вспомнить невеселое начало 1990-х годов, когда массовые задержки зар-плат были довольно частым явлением. А в чрезвычайных ситуациях невозможно будет оперативно выделить деньги на ликвидацию их последствий и помощь пострадавшим.
Л. Волошина в своем вы-ступлении изложила участникам заседания принципиальную позицию депутатов краевой Думы. Опыт Ставропольского края показывает высокую эффективность регионального казначейства (то есть, когда край является полноправным хозяином своих средств). По словам вице-спикера ГДСК, механизм, который предлагает правительство РФ, мы в свое время подробно изучили. Он был признан для нас неприемлемым. Справедливость выбора Ставрополья подтверждает не только здравый смысл, но и логика цифр.
Система регионального казначейства позволяет субъекту Федерации оперативно распоряжаться свободными финансовыми ресурсами для решения внезапно возникающих проблем. Если же региону для этого нужно чье-либо разрешение, при любой неожиданной ситуации останется только один способ быстро изыскать средства – занять. А Ставропольский край – хозяин своему бюджету – уже два года не пользуется кредитами. Соответственно – не платит за них проценты.
Немаловажно, что благодаря системе регионального казначейства наш край одновременно и отвечает за четкое, своевременное исполнение своего бюджета, и самостоятельно распределяет средства на финансирование статей главного финансового документа. Нужно ли говорить, что такое положение дел способствует своевременному принятию краевого закона о бюджете, позволяет Ставрополью подготовленным входить в новый финансовый год.
Народные избранники Ставрополья и их единомышленники из других регионов считают и намерены в дальнейшем отстаивать свою позицию: нет никакой нужды заставлять всю страну вновь наступать на знакомые уже грабли. Воплощенное в жизнь горячее желание «починить то, что работает», может губительно повлиять на финансовое здоровье регионов России. А это в первую очередь скажется на людях. На тех, кто уже без того настрадался от экономических экспериментов.